Уроки доброты

Сегодня артисты Этнотеатра выступили в Первом Московском образовательном комплексе города Москвы. Ученики младших классов посмотрели одну из лучших сказок театра – «Сказ о доброй Марьюшке, храбром Иванушке и злой Бабе-Яге».

Чудесные, волшебные сказки Этнотеатра! Здесь добро и справедливость неизменно побеждают предательство, злобу и жадность! Спектакли полны юмора, мудрости, музыки, песен, любви! Именно русские сказки учат добру, верности. А еще они всегда дают возможность на прощение.

Сегодня маленькие зрители дружно помогали Иванушке отгадать самые трудные загадки Бабы-Яги! Правда, в самом конце спектакля все дружно договорились простить волшебную старушку! Ведь так здорово, когда все живут в мире и дружбе! (И да, Баба-Яга обещала больше не проказничать!).

Праздничный концерт

Сегодня, 9 мая, в Этнотеатре состоялся концерт «Это надо — живым!», посвященный Дню Победы.

Спасибо, дорогие зрители, за теплоту, радушие, внимание, искренние эмоции! Для артистов и сотрудников театра тема сегодняшнего концерта близкая, трепетная, очень личная. В каждой семье вспоминают своих героев: и тех, кто вернулись, и тех, кто остались на той страшной войне навсегда. Сегодня по-особому звучала каждая песня, каждое стихотворение, каждая фраза из фронтового письма…

Мы рады, что наш праздничный концерт подарил столько радостных мгновений и ветеранам, и членам их семей, и всем зрителям! Сегодня мы пели, плакали и радовались победе все вместе!

***
Музыкально-поэтическое действо «Это надо — живым!» — песни и стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, народные солдатские и рекрутские песни, частушки военного времени в исполнении артистов Московского государственного историко-этнографического театра.

Спектакль-концерт «Гранд-Каньон» не состоится

Дорогие зрители,

заявленный ранее спектакль-концерт «Гранд-Каньон» 7 мая в 18:00
не состоится.

На электронную почту придет автоматическое уведомление со ссылкой на оформление возврата денежных средств.
Подробнее о возврате билетов можно узнать здесь: Как вернуть билет?

Приносим извинения за доставленные неудобства.

«Это надо — живым!». Регистрация на событие

Дорогие друзья! Приглашаем вас на праздничный концерт!
«Это надо — живым!»
9 мая (пн.), начало в 15:00

Регистрация: etnoteatr.timepad.ru



9 мая мы откроем двери театра за 45 минут до начала спектакля. Вход будет осуществляться строго по спискам.
При входе нужно будет назвать фамилию, оставленную при регистрации, и количество забронированных мест.
Рассадка свободная.⠀

***

Музыкально-поэтическое действо «Это надо — живым!» — песни и стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, народные солдатские и рекрутские песни, частушки военного времени в исполнении артистов Московского государственного историко-этнографического театра.

Спектакли мая и июня

Дорогие зрители, ждем вас на спектаклях МАЯ и ИЮНЯ!

Билеты в продаже: ⠀ МАЙ и ИЮНЬ

До встречи в Историко-этнографическом театре!

Спектакль «Республика» не состоится

Дорогие зрители,

заявленный ранее спектакль «Республика» 16 апреля в 18:00
не состоится.

На электронную почту придет автоматическое уведомление со ссылкой на оформление возврата денежных средств.
Подробнее о возврате билетов можно узнать здесь: Как вернуть билет?

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Дом театра, истории и фольклора

14 апреля – день рождения Историко-этнографического театра. Мы решили рассказать о театре не языком сухих цифр и информационных справок. А предложили людям театра поделиться своими воспоминаниями, чувствами, эмоциями.

«Дом русского театра и фольклора»
Михаил Мизюков, режиссер и художественный руководитель


Мы решили не показываться в другие театры после выпуска, а создать свой театр. Эта идея родилась еще в стенах училища. На четвертом курсе. Изначально мы вообще думали на базе курса создать театр. Это было бы идеально. Двадцать человек – чем не труппа. Сама идея была яркая, своеобразная, новая, даже дерзкая: идея синтеза профессионального театра и народной культуры, традиции, фольклора. То, что в театральной среде не было развито, а пребывало в качестве штриха, нюанса.
Но театр построить с такой эстетикой и таким направлением – это было абсолютно новое. Для молодых людей вообще адреналин, вызов. В то время (1985 год) создать подобный институт было непросто.
За четыре года учебы в Щепкинском училище мы очень полюбили народную песню. «Снегурочка» нас сплотила. Спасибо нашему педагогу и режиссеру выпускного спектакля Марии Евгеньевне Велиховой. Мы участвовали в фестивалях и смотрах, чтобы заявить о себе. Например, «Игры в Лефортово» - фестиваль театров-студий. Сколько там было ребят, энтузиастов, сколько открытий, вдохновения! Мы стали постепенно оформлять нашу студию юридически. Посыпались «нетворческие» задачи: бухгалтерия, помещение, репетиционная база, работа с авторами текстов, музыки…
Но для молодых людей это был вызов. Первые годы столько перипетий пережили, тут и азарт, и разочарования. Благодарен друзьям, которые не оставили идею, пока я был в армии. И когда вернулся, со свежими силами ринулся в бюрократическую бездну – бороться за театр. Что называется, пошел по кабинетам.
Выступали на разных площадках: Зеленоград, Перово, Покровский собор в Измайлово…
В Храме Сергия Радонежского в Крапивниках – на Петровке – давали первые спектакли.
Признаюсь, все бюрократические сложности для меня, 23-летнего парня, были скорее приключением, я с головой погружался во все бумажные дела и даже мысли не допускал, что может что-то не получиться. Все это воодушевляло и раззадоривало. Мы были молодые и безбашенные. А сколько поездок было… Сразу, в конце 80-х, поехали в Испанию. Возили «Снегурочку» Островского, «Час воли божией» Лескова, «Пахомушку».

Сейчас, оглядываясь назад, изумляюсь: боже, какие вещи делали пацанами! «Бежин луг» - огромное полотно на открытой площади на празднике Тургенева в Тульской области. Как хватало наглости, только молодость берет такие вершины!
Мне было лет двадцать пять, когда развил всю эту активность строительно-театральную.
Мы создали дом. Дом для актеров. Дом для зрителей. Дом русского театра и фольклора. Мы ставим редкие русские пьесы, спектакли-концерты народной музыки и эпоса, у нас уникальная коллекция этнографических костюмов и редких реконструированных музыкальных русских народных инструментов. В нашем коллективе удивительные люди, мастера, рукодельники, они играют, поют, танцуют… Они любят русскую культуру, русский театр. Это важно и нужно!

«А что за роль достанется мне?»
Павел Ештокин, актер


На уроке истории в школе мне задали сделать доклад о крепостных крестьянах. Думаю, тоска жуткая. И неожиданно для себя вычитал про крепостные театры. Для меня открылась целая эпоха. Богатые помещики создавали театры. И крестьяне даже могли вольную получить, если особо отличились. А сколько великих артистов мы знаем, кто на самом деле был из простых людей! И эти люди составили основу театрального искусства нашей страны. Меня так это потрясло. И втянулся. К тому времени я уже часто выступал в школьной самодеятельности даже за параллельные классы, а учителя ставили мне хорошие оценки по предметам. Так что, куда пойду после школы, вопрос стал риторический. Я окончил подготовительные курсы при ГИТИСе, штурмовал столичные вузы… но там не сложилось.
В областном колледже культуры набирали курс, связанный с народным творчеством.
Когда, спустя четыре года, в стенах Историко-этнографического театра нам вручали дипломы, мы были поражены: в конце напутственной речи Михаил Александрович Мизюков сказал, что ждет нас осенью на сборе труппы. Мы о таком и мечтать не могли! Разумеется, не все в итоге вошли в состав, но я был в числе и был счастлив.
Первый спектакль, который я увидел здесь – «Любовная феерия» по пьесе «Лесная песня» Леси Украинки. Мне было семнадцать. Казалось бы, возраст безразличия к таким тонким материям. А меня захватило, слезы льются, украдкой смахивал, чтобы не заметили однокурсники. До этого нигде, ни в одном театре не испытывал такого.
Еще студентом первого курса получил роль в спектакле «Комедь. XVII век». Роль со словами! Одна фраза, но для студента-первокурсника это фантастика. Помню, как в кулисах наблюдал за работой актеров. Вот актер стоит рядом: шутит, ворчит, ходит из угла в угол, что-то отвлеченное рассказывает. И тут его выход – и ты видишь, как этот же человек в образе на сцене творит магию! Сказать, что это было интересно – не сказать ничего. Три часа, два антракта, текст – древнерусский. Там много юмора, но чтобы осмыслить, тебе нужно еще мысленно перевести. Но меня захватило это. И я понял, мне интересно, классно, и я хочу здесь быть.
Мои учителя – Михаил Александрович Мизюков, Дмитрий Николаевич Колыго, Наталья Юрьевна Михеева, Татьяна Васильевна Шарабарина. До сих пор испытываю трепет, волнуюсь, стараюсь быть перед ними лучшей версией себя. Хотя столько лет прошло, мы давно партнеры почти во всех спектаклях, но есть невидимые рамки, которые невозможно преступить. Я пришел в театр, по сути, ребенком. И именно эти люди воспитали во мне не только актера, но и человека.

Конечно, когда ты молод, стремишься играть самые главные, самые внушительные роли. И когда я получил свою первую главную роль – Егорушка в сказке «Одолень-трава»… Ну, все! Какое доверие ко мне! Значит я молодец! Но по большому счету, не могу сказать, что сильно загордился. Бесспорно, такие назначения вдохновляют и приободряют. Понимаете, постоянно в голове идет работа. Вот еду в театр, думаю: что-то не дотянул… слабенько, нужно лучше. Хотя вроде коллеги тебя похвалили, зрители поблагодарили. Нет. Нужно еще поработать, подумать. Потолка же нет!
Мечтаю…
Казалось бы, множество ролей, которые бы ты точно сыграл. Но в нашем театре есть своя особенность. Материал для постановки берется не очень известный широкой публике, зачастую на первой читке ты впервые слышишь пьесу. Вот тут и появляется интрига: а что за роль достанется мне? Получить распределение – сродни откровению! Здесь нет гонки за ролью, поэтому нет штампов, нет искушения подсмотреть. Все новое, с нуля, нет домыслов… Кайф!


«Не представляю себе жизни без театра»
Светлана Щеголькова, актриса


Моя близкая подруга Наташа Михайлова как-то позвонила мне и говорит: «Нам в театр нужна инженю, голубая героиня, высокое сопрано. Ты подходишь по всем параметрам, приходи на прослушивание!» Хорошо помню: 1991 год, весна, я приехала на «Измайловскую». Там огромный Собор, он тогда еще был музеем. Первая мысль: что я здесь буду делать?
Прослушивал меня режиссер Михаил Александрович Мизюков. Потом Вячеслав Михайлович Щуров попросил спеть. И дальше самое интересное – он начал меня распевать. Так чудно было слышать свой голос под сводами собора, как будто не мой.
Потом началась репетиция: «Час воли божией» Лескова. Как ребята распевались, это было невероятно: глубоко, чисто, проникновенно. Я тогда совершенно не умела петь народные песни. Мне показалась, что так я точно не смогу. Слушала, смотрела репетицию, как завороженная. Эти люди жили на сцене, каламбурили, смеялись, плакали. Все это отзывалось во мне. И после репетиции я уже была бесконечно влюблена в этих людей, в театр, в то, что они делают!

Меня взяли! И закружилось… Срочные вводы, гастроли. Мы тогда очень много ездили – Польша, Германия, Болгария… Я не переставая училась у коллег и педагогов, мне было все интересно. Какие были учителя! Щуров – кумир бесспорный. Елена Николаевна Бобровникова, его ученица, преподавала в Гнесинке и вела занятия у нас. Ездила на гастроли как солистка и педагог. Невероятно строгая и требовательная, но с ней пели все, даже кто не умел. Вова Абаньшин – знаток народной музыки, музыкальных инструментов, несколько лет был музыкальным руководителем театра. Сколькому мы научились у него!
И, конечно, Михаил Александрович Мизюков. Он уникален. Мне кажется, он может сделать актера из каждого. Открывает в тебе способности, о которых ты даже не думал. Так волнительно вспоминать то время, для меня оно было поистине золотым.
Сегодня с удовольствием работаю в спектаклях, наблюдаю за партнерами, учусь у молодежи, радуюсь нашим зрителям. Я очень люблю наш театр и людей, которые здесь даже не работают, а живут. В этом году 30 лет, как я здесь. Иногда ловлю себя на мысли: а что если бы я тогда не приехала на прослушивание, не услышала свой голос в сводах собора, не прочувствовала силу людей, репетировавших Лескова... Как бы я жила без нашего театра, без Михаила Александровича, без ребят? Не укладывается в голове! Счастлива, что мы рядом! Всех люблю!

«Мы хранители истории нашего народа»
Сергей Васильев, актер


После окончания Гнесинки я стал сотрудничать со многими народными коллективами, познакомился с певицами Еленой Кузнецовой и Татьяной Шарабариной. Оказалось, их ансамбль «Терем Ра» больше года сотрудничал с Историко-этнографическим театром.
Признаюсь, я с детства мечтал о театре, и судьба сама меня сюда привела. Я прошел прослушивание, и без испытательного срока меня приняли в труппу 1 февраля 1997 года. Но смотрел спектакли чаще (их тогда было меньше десяти – и вечерних, и детских), чем играл. Был период, когда я работал звуковиком, даже во время спектакля в гриме и костюме бегал в рубку проверить, все ли в порядке. Помню, первая моя роль – Правое крыло Дракона в «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Это позже я стал играть всех царевичей и принцев.
А сколько здесь музыки, так радостно было окунуться в глубокий фольклорный материал! В то время с нами работал музыкальный руководитель Владимир Абаньшин. Сколько он вложил силы и души… Тогда же я познакомился с Вячеславом Михайловичем Щуровым.

Меня поразило ощущение семьи. Безумно нравилось, что весь театр мы делали своими руками. Шили костюмы, рисовали декорации, строили зрительный зал. Я больше тогда занимался реквизитом. Бутафория – отдельный вид искусства, требует внимательности, увлеченности, поэзии…
Мне дорог наш театр тем, что мы находимся на пересечении многих творческих направлений: музыка, песни, хореография, театр, история, музей, этнография…
Получается, мы хранители истории нашего народа, но не консервируем ее, а дарим людям. Через спектакли стараемся прикоснуться к душам зрителей, показать, как много интересного есть в русском фольклоре.

С днем рождения, Этнотеатр!

Сегодня, 14 апреля, Московский государственный историко-этнографический театр отмечает свой 34-й день рождения!

Дорогие друзья!
Я поздравляю с днем рождения нашего театра всех, кто трудится, кто служит этому театру. Мы потихоньку из «малышей» близимся к солидному возрасту. Дай бог всем энергии, здоровья! Главное, не терять веру в себя, в свое дело, чувствовать взаимную партнерскую поддержку. Впереди много интересного, необычного, своеобразного. Мы любим наших зрителей и благодарим за преданность и любовь! С днем рождения!
Художественный руководитель и режиссер
Михаил МИЗЮКОВ

Дорогие друзья!
Я сердечно поздравляю артистов труппы, коллективы производственных цехов и административных служб с днем рождения нашего театра!
Пусть всегда вас окружает волшебный дух Красоты и Творчества, какой возможен только в театральном мире! Мы все единая семья, и наша сплоченность, профессионализм, преданность любимому делу помогут решать самые сложные и ответственные задачи, осуществлять новые постановки на радость нашим зрителям, а их восторги и аплодисменты будут нам достойной наградой.
Будьте счастливы, стойкости всем в преодолении жизненных трудностей, здоровья вам и вашим родным!
Директор Историко-этнографического театра
Игорь ПАВЛОВ


После премьеры спектакля "Пугачев" 14 октября 2021 года. Фото: А. Куров

Спектакль «Воевода. Сон на Волге» не состоится

Дорогие зрители,

заявленный ранее спектакль «Воевода. Сон на Волге» 8 апреля в 19:00
не состоится.

На электронную почту придет автоматическое уведомление со ссылкой на оформление возврата денежных средств.
Подробнее о возврате билетов можно узнать здесь: Как вернуть билет?

Приносим извинения за доставленные неудобства.

В Этнотеатре прошла «Ночь театров»

26 марта в Этнотеатре прошла ежегодная общегородская акция «Ночь театров». Коллектив подготовил оригинальный спектакль «ГОВÓРЯ» по мотивам рассказов и сказок Степана Писахова и Бориса Шергина, певцов Русского Севера.

Герои спектакля говорят на непривычном наречии – это поморьска говоря, или поморский говор, характерный для жителей Русского Севера. Носителя этого говора сейчас встретишь нечасто. Но северная речь запечатлена в литературе благодаря собирателям фольклора.

По сюжету студент-филолог приезжает в Архангельскую область, чтобы выполнить задание – собрать небольшой словарь местного наречия. Юный Андрей (Андрей Безымянный) оказывается в гостеприимном доме местного рассказчика и балагура Семена Михайловича (Дмитрий Колыго) и его жены Соломониды Ивановны (Наталья Михеева), которая ничуть не уступает своему известному мужу в красноречии.

Зрители вместе со столичным студентом узнали не только, что такое «кислые шти» и кто такой «охомяка». Веселые байки Сени Малины – русского Барона Мюнхгаузена – неизменно вызывали аплодисменты и смех! А еще звучали задорные народные песни, актеры играли на калюках (старинный музыкальный инструмент) и танцевали.

«Каждый выход в театр – это обнажение и соприкосновение до искры, до дрожи, до слёз, до мурашек. Не дай бог прийти на спектакль одному! После действа буквально кружится голова, хочется делиться и обмениваться впечатлениями, которые могут выплёскиваться далеко за полночь из растревоженной души. Да что там за полночь! Неделю, а порой и дольше пересматриваешь внутренним взором, то что увидел однажды на сцене», – делятся зрители после окончания спектакля.

Татьяна Воронина, постоянная зрительница:
- Милый, добрый, душевный спектакль. Вместе с любимыми актерами мы действительно перенеслись во времени и пространстве. Мне очень понравился вечер, на таких спектаклях отдыхаешь душой. Забываются проблемы и неурядицы. И словно ты уже сидишь за одним столом с Сеней, пьешь наливку и закусываешь рыбными пирогами с зубаткой! А еще так приятно после снятия всех ограничений опять видеть полные залы!

Чувствуется, что зрители соскучились по театру. Регистрация на событие была закрыта в течение первых двух часов. На вечер пришли целые семьи и представители разных поколений. Самая высокая награда для актеров и всех сотрудников театра – это счастливые и воодушевленные зрители!

«Счастья вам всем, дорогие наши актёры Московского историко-этнографического театра! Пусть коктейль вашей жизни выплёскивается на сцену и, преображенный, искрит, обжигает, фонтанирует и достаёт из зрителей необходимые эмоции и мысли. С праздником!», – получили мы отзыв после спектакля.