Новости театра
Этот пост — для вас. Историко-этнографический театр объявляет конкурс пьес на историко-этнографическую тематику. Отборщик и куратор конкурса — Дмитрий Данилов, писатель, драматург, обладатель премии «Золотая маска» в номинации «Работа драматург...
Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров». «Русский остров» — это международный театральный этнографический центр к...
Дорогие зрители, приглашаем вас на премьеру в Московский историко-этнографический театр! МГИЭТ, как всегда, выступает первооткрывателем забытого золотого фонда русской классики, и комедия Владимира Соллогуба займет видное место в здешней афише. Жа...

  

  


                  Документы

Терская история

Театрализованное музыкальное действо

Спектакль о жизни терских казаков - это музыкальная легенда, уникальное историческое действо, продолжающее фольклорные изыскания театра. Поставленный на исконном музыкально-этнографическом материале, спектакль расскажет о жизни, обычаях, буднях и праздниках и, конечно же, воинских подвигах казаков, живших с XVI века на Северном Кавказе, на побережье Терека, а также рек Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума и Подкумок.

Перед зрителем развернутся картины необычайной красоты: Кавказ во всём своём величии станет декорацией  легендарной жизни казаков, с их славным бытием, обрядовыми танцами, военными песнями, казачьими лезгинками и мастерским владением шашкой… Мы увидим обряды проводов на русско-турецкую войну, ставшие священным казачьим ритуалом, волнующим до глубины души. А в казачьих песнях вас непременно тронет сочетание мужественности и лиризма, в котором звучит тоска по своей родине – ведь на Кавказ по царскому указу переселялись и волжские, и донские казаки, остававшиеся там жить навсегда.

Шар и крест

Фантастическая реальность в 2-х частях
По роману Г.К. Честертона

Яркий захватывающий спектакль по роману выдающегося английского писателя и мыслителя XX века Гилберта Кийта Честертона. Это настоящий водоворот событий, отчаянных поединков и жарких споров. Спектакль-дуэль, спектакль-погоня, спектакль-антиутопия, где есть место эксцентрической робинзонаде и жгучему философскому диспуту, зажигательным английским народным танцам и виртуозным сражениям на шпагах, изысканному английскому юмору и серьёзному противостоянию Света и Тьмы, историческому колориту Лондона начала прошлого столетия и удивительной современности в наши дни.

Казачье действо

Музыкально-драматический спектакль 

Это уникальный авторский спектакль, идея которого принадлежит самому постановщику, Михаилу Мизюкову.

На сцене перед вами предстанут жители настоящей казачьей станицы, с её неповторимым колоритом, обычаями, языком, песнями, плясками и обрядами. В центре же – судьба молодой пары, вместе с которой мы проходим радостные и трагические этапы жизни казаков: Рождество, Крещение, свадьбу, проводы на войну. Великие православные праздники и значительные семейные события проживаются этими простыми станичниками сердечно и трепетно. А сочетание казачьих народных песен с православными песнопениями и духовными стихами, терпкого юмора с высокими нравственными устоями даёт основание второму названию спектакля – «С нами Бог».

Комедия о Фроле Скобееве

Замечательная вещь в 2-х действиях
По пьесе Дмитрия Аверкиева

Дмитрий Васильевич Аверкиев написал эту пьесу в 1869 году, и, по литературным достоинствам, Ф.Достоевский даже сравнивал её с пушкинской «Капитанской дочкой», считая эту плутовскую комедию яркой жемчужиной русской литературы.

Гранд-каньон

«Гранд-каньон» — это спектакль-концерт на стихи и песни Николая Антропова, исполненный артистами Историко-этнографического театра на разных языках под аккомпанемент множества музыкальных инструментов. Поэзия Николая посвящена исследованию войны как исторической и человеческой катастрофы, а кроме того, в центре авторского внимания находятся нравственная жизнь личности, её отношения с религией, обществом, другими людьми и собой. Николай поэтически осмысляет вопросы жизненного предназначения, экзистенциального смысла и духовного поиска человека. Соединяя театр, музыку и поэзию в едином произведении, он даёт зрителю возможность с помощью искусства исследовать самого себя с совершенно разных сторон.

Фотоматериалы спектакля

 

Сверх комплекта

Веселая комедiя
По пьесе А. Крюковского

Пьеса Аркадия Крюковского «Сверх комплекта» - очередное открытие Историко-Этнографического театра в мире русской драматургии. Написанная в 1896 году и игравшаяся в императорских театрах Санкт-Петербурга, в дальнейшем она отчего-то была забыта сценой и теперь, спустя почти 120 лет, вновь появится в репертуаре МГИЭТа, который вернёт её на современные подмостки.

Сотрудники или чужим добром не наживешься!

Премьера!
Пословица в лицах

В пьесе, впервые опубликованной в 1851 году, Владимир Соллогуб иронизирует над модой на коллективное сочинительство водевилей и сталкивает два мира – славянофилов и западников.



От этого столкновения рождаются ситуации, полные легкого юмора и любовных интриг.
Спектакль-пословица, спектакль-памфлет, «Сотрудники, или чужим добром не наживешься» – это ироничная комедия об общественных нравах середины XIX века. Но история, рассказанная на сцене, интересна тем, что актуальна и сейчас. Времена меняются, а страсти и переживания остаются теми же из века в век.

Фотоматериалы спектакля

 

Звездопад

Лирическая драма к 75-летию Победы
По одноименной повести и авторской пьесе
В. Астафьева "Прости меня"

Действие происходит в военном госпитале, где лежат раненые солдаты – и молодые, и пожилые, и выздоравливающие, и те, кого крепко приковали к постели тяжёлые увечья. Среди всех них по-хозяйски разгуливает Смерть, каждый день уводя кого-нибудь в своё царство. Её образ инфернален и конкретен, она страшна своей будничностью и коварством, пребывая накоротке со всеми и втираясь в доверие даже самых стойких и мужественных. Ледяная красота Смерти опасна, а весь её образ не может не привнести напряжённого философского звучания в будничную череду госпитальных событий.

Народная мозаика

Вам предстоит совершить удивительное путешествие в чарующий мир древности нашей земли. В спектакле органично сочетаются  народная драматургия и режиссёрское искусство, древнее песенное многоголосье и актёрское мастерство, древние музыкальные инструменты, яркие этнографические костюмы, песни и хороводы северных областей России.

Ярмарка начала века

Антология городских увеселений России конца XIX – начала XX века.

Этот спектакль – экскурс в историю народных увеселений конца XIX – начала XX века. Вы познакомитесь с разными видами ярмарочных народных гуляний и зрелищ. Они заполнят и сцену театра, и фойе. Это раёк (потешная панорама), медвежий бой, театр Петрушки, фольклор трактиров и торговой площади, балаганные представления, цирк, а также классика фольклорного театра – знаменитый «Царь Максимилиан». Вас ждут старинные пантомимы, русский цирк с людоедом и женщиной-пауком. Все это – с сюрпризом-представлением в антракте.

Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом.

Режиссер: Михаил Мизюков.

Художник: Ольга Соколова.

Актеры: Дмитрий Колыго, Светлана Щеголькова, Павел Суетин, Сергей Васильев, Елена Калинина, Наталья Михеева, Татьяна Шарабарина, Виктор Присмотров, Василий Дышко, Наталья Михайлова, Светлана Американцева, Виталина Демченко, Михаил Мизюков и др. Диплом «За лучшую режиссерскую работу» и Специальный приз «За лучший актерский дуэт» (С.Щеголькова и Д.Колыго) на Международном фестивале театров фольклора «Русский остров – 2007» в г. Москве.

Фотоматериалы спектакля

Ученик лицея

Посвящение Александру Пушкину
По пьесе Андрея Платонова

Пушкин – символ нашего национального самосознания, центр нашей культуры, и именно потому спектакль об этом великом поэте России появился в репертуаре Московского государственного историко-этнографического театра.

Воевода. Сон на Волге

Премьера!
Театрализованное музыкальное действо

Художественный руководитель театра Михаил Мизюков, оставаясь верным себе, всегда выбирал для своей сцены наиболее сложное и наименее известное. «Воевода» же привлекал его интерес ещё со студенческих времён своим эпическим размахом и мощным фольклорно- этнографическим началом. И вот теперь на сцене МГИЭТа появится историческое полотно такого масштаба, какой нечасто встретишь в современном театре. Картины народной жизни второй половины XVII столетия, деспотичный воевода Нечай Шалыгин, простой люд, протестующий против его правления, зарождающиеся крестьянские восстания, богатая панорама народных типов и русского быта – всё это с размахом предстанет на сцене, продолжив линию русского эпоса в здешнем репертуаре.

Сам Островский назвал свою пьесу «Картинами из народной жизни XVII века», но эти картины необычайно актуальны и сегодня, поскольку перед нами необыкновенно острые, живые и современные темы взаимоотношений власти и общества, их духовно-нравственные аспекты, поиск справедливости, свободы и воли с одной стороны и нравственной ответственности, совести и покаяния с другой. Заметим, что драматург создал две редакции своей пьесы: первая написана в 1865 году, и через 20 лет – вторая, в которой Воевода не отстраняется от должности царём в ответ на народные жалобы, а добровольно отказывается от власти, желая уйти в монастырь, таким образом проходя серьёзный путь от заблуждений к покаянию.

Эта бесконечно красивая пьеса написана в стихах, определивших сильнейший поэтический тонус происходящего и создающих неповторимую «музыку бытия». А уникальный язык Островского сам по себе являет мощное просветительское начало для зрителя, возвращая его к нашим корням и духовному строю. Возвращает к ним также и вся фольклорная стихия спектакля, пронизанного народными обрядами, песнями и сказаниями. Знаменитая же «Вниз по матушке, по Волге» станет лейтмотивом всех событий, даря нам ощущение удали, свободы и силы.

Постановщик спектакля Михаил Мизюков.

Художник Мария Утробина.

Пятая печать

По роману Ференца Шанты

В начале декабря в Московском Государственном Историко-Этнографическом театре состоится мировая премьера – постановка романа Ференца Шанты «Пятая печать». Этот роман венгерского писателя имел лишь кинематографическую судьбу: фильм «Пятая печать» стал крупным культурным событием конца 70-х. На театральной сцене он появится сейчас впервые.

Каширская старина

Драма в 2-х действиях
По пьесе Д.В. Аверкиева

Драма «Каширская старина» продолжает аверкиевский цикл на сцене МГИЭТа, начатый «Комедией о Фроле Скобееве». И зритель, посмотревший оба этих спектакля, наиболее полно погрузится в драматургию Дмитрия Аверкиева, пьесы которого сейчас нечасто увидишь в театре.

«Каширская старина», написанная в 1872 году, повествует о старинной русской жизни второй четверти XVII века, а Аверкиев был признанным знатоком и исследователем этой жизни. В пьесе блестяще показан старинный русский быт, оживляющий жизнь наших предков. А широкое фольклорное обрамление драмы, наполненной народными песнями, хороводными играми, обрядами, пословицами и поговорками, делает её бесценным историческим памятником.

Ночь сказок

Молодежное приключение

«Ночь сказок», вышедшая в театре перед самым Новым Годом – прекрасное зрелище для семейного просмотра, интересное и детям, и взрослым, и юношеству. И кому, как не МГИЭТу, ставить на своей сцене дивные сказки Степана Писахова и Бориса Шергина, этих уникальных северных сказителей, бесценное русское слово которых вошло навсегда в скрижали отечественной культуры.

Впрочем, к Шергину наш театр уже обращался, поставив несколько лет назад скоморошью эпопею «Шиш московский», с триумфом прошедшую по многим фестивальным подмосткам. Теперь  Шергин соединился  на сцене с самим Писаховым, явив блестящий литературно-фольклорный дуэт.

Как француз Москву брал

Героико-романтическое представление

В Год российской истории и 200-летия Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Московский государственный историко-этнографический театр ставит спектакль, сердцем которого будет героическая народная драма «Как француз Москву брал».

Воевода. Сон на Волге.

13 и 14 декабря на сцене Московского Государственного Историко-Этнографического Театра ожидается грандиозная премьера по пьесе А.Н.Островского «Воевода. Сон на Волге», которая станет крупным событием культурной жизни Москвы. Эта поэтическая драма ставилась крайне редко, и сегодня вы, пожалуй, нигде не сможете увидеть её, кроме МГИЭТа. Художественный руководитель театра Михаил Мизюков, оставаясь верным себе, всегда выбирал для своей сцены наиболее сложное и наименее известное. «Воевода» же привлекал его интерес ещё со студенческих времён своим эпическим размахом и мощным фольклорно- этнографическим началом. И вот теперь на сцене МГИЭТа появится историческое полотно такого масштаба, какой нечасто встретишь в современном театре..

Русский календарь

Обрядовое действо

«Русский календарь» - истинно ритуальная вещь Историко-Этнографического театра, ставшая его идейным фундаментом. В магическом понятии «русского календаря» - весь космос русской природы и древнерусского бытия.

Перед вами развернётся традиционное ритуальное действо, становящееся хрестоматией обрядового мира древних славян. Это круглый год славянского календаря, сыгранный как вечный круг нашей жизни, где Весна, Лето, Осень, Зима – прежде всего непрерывная цепь обрядов и ритуалов, долженствующих сопровождать человека. «Заклинание Весны», «Выгон скота на Юрьев день», «Ночь на Ивана Купала», «Колядки», «Масленица»… может ли хоть один русский обойтись без этих пейзажей и этой хореографии?

Музыкальное путешествие

Театрализованный концерт

Наш тридцатый сезон мы начинаем большой премьерой «Музыкальное путешествие». Этот спектакль – знаковый, подводящий итоги нашей многолетней работы, а также многолетних гастролей, фестивалей и этнографических путешествий по миру. И в нём зашифрована история МГИЭТа, которую можно узнать из хроники наших поездок, воскрешающих культуру тех стран, где мы побывали. А бывали мы в разные годы в Грузии, Испании, Польше, Германии, Голландии, Франции, Болгарии, Корее… Начнётся же спектакль русской колыбельной, символизирующей рождение нашего театра тридцать лет назад. И дальше – вперёд, от спектакля к спектаклю, от путешествия к путешествию, от песни к песне, от танца к танцу… Вы увидите сами, как много общего в национальной культуре разных народов, которые предстанут на сцене во всём блеске своей этнографии, аутентичной музыки и костюмов. В итоге перед вами засверкает всемирная фольклорная мозаика, воплощающая уникальные традиции нашего театра. Автор идеи и постановщик спектакля - Михаил Мизюков. Художник - Мария Утробина. На сцене – вся труппа театра.

Фотоматериалы спектакля

"Гранд-Каньон". Театрализованный концерт Николая Антропова.

Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» 18 мая в 18.00 в МГИЭТ состоится премьера - концерт Николая Антропова, которого постоянным зрителям театра представлять не нужно. И кто-то даже наверняка уже знает, что Николай - не только выдающийся актер, но и поэт, композитор и музыкант, в чьих произведениях глубочайшие христианские мысли нередко соседствуют с языческой символикой. И это неслучайно. Христианству на Руси веками приходилось уживаться бок о бок с язычеством, а любовь к родной культуре, корням и жизни предков – важнейшая составляющая творчества актера МГИЭТ. Кроме того, чтобы быть в состоянии оценить все величие Большого каньона, необходимо не только подняться на головокружительную высоту, но и не побояться взглянуть с нее в пропасть, - утверждает поэт. Для Николая Антропова нет границы между жизнью и искусством - искусство и есть его жизнь. Убедитесь, что Серебряный век не изжил себя полностью - его свет живет в произведениях современного автора, которые отличаются удивительной красотой языка и завораживающей смелостью метафор. Безумную самоотдачу поэтов Серебряного века Вы сможете почувствовать на концерте 16 февраля. Это будет премьера, которую нельзя пропустить - важное событие для театра! Каждый концерт Николая – захватывающий лабиринт, состоящий из загадок и противоречий. Но именно в этот день Вы станете свидетелями того, какую силу даст сцена служившему ей много лет актеру. Самым ярким произведениям помогут прозвучать Александр Папинов, Светлана Американцева, Устинья Сенина и другие коллеги Николая Антропова.

Нюрочка-снегурочка

Премьера!

Новогодний спектакль «Нюрочка-снегурочка» по мотивам одноименной пьесы современного драматурга Е. Кисельковой.

Увлекательная и добрая история, которая расскажет о новогодних приключениях обычной девочки из деревни Мухоморово.

Нюрочка – сирота. Она живет с тетей Зоей.

Жизненные испытания не сломили дух девочки, которая продолжает верить в чудеса. И они случаются. Зимним вечером в гости к Нюрочке приходит настоящий Дед Мороз. По традиции он исполняет желания и дарит подарки.

Зрители встретятся с героями любимых народных сказок – Колобком, курочкой Рябой, Бабой-Ягой и волшебным котом Бабы-Яги Васькой. Персонажи борются со злом, ищут молодильные яблоки, попадают в комичные ситуации, шутят и веселят детвору. Все мечты Нюрочки сбываются, ведь Новый Год- это время волшебства и чудес и все, что мы не пожелаем обязательно исполнится!

Действие насыщено музыкальными, вокальными, хореографическими номерами. Яркие, красочные костюмы и картинные декорации поддерживают атмосферу праздника.

По традиции, перед спектаклем новогодняя интермедия у ёлки с Дедом Морозом. Юные гости мероприятия становятся полноправными участниками истории, танцуют и поют вместе с Нюрочкой, Дедом Морозом и другими сказочными героями. Ждём вас! Билеты в кассах театра и на сайте!

Тушино

Драматическая хроника Смутного времени
По пьесе А.Н. Островского

Действие исторической хроники происходит осенью 1608 года – во времена великой смуты и двоевластия на Руси, когда в Москве правил царь Василий Шуйский, а в Тушино – Дмитрий Самозванец. Это было время крупных испытаний, переживаемых русским государством, и время разочарования народа во власти, захватывавшейся неправедным путём. В пьесе дан богатейший срез русского общества того времени, множество действующих лиц самых разных сословий – князья, дворяне, бояре, воеводы, атаманы, священнослужители, скоморохи – втянутых в тяжкую войну русского двоевластия. В центре же повествования семейство московского дворянина Редрикова, оба сына которого оказываются в двух враждующих лагерях, в результате чего один брат убивает другого…

Масленица Кривошейка.

Приглашаем наших зрителей на праздничные гулянья! Здесь можно повеселиться от души - поплясать, в игры поиграть, частушки да песни послушать! Катание с гор, обрядовый кулачный бой с дракой - это и многое другое вы увидите на нашем празднике!

Шиш московский

Скоморошья эпопея, Б.В.Шергин

Скоморошья «эпопея» в 2-х частях по сказкам Бориса Шергина включает в себя 12 историй о Шише Московском. Главный герой – личность неунывающая, человек добрый, весельчак и кудесник. Он умеет выйти из любой ситуации достойно и превратить ее в веселую, артистичную игру. Его жизненное правило: «Никогда не печалься. Печаль – как моль в одежде, как червь в яблоке. От печали смерть». Спектакль наполнен искрометным юмором, большим количеством русских песен, наигрышей и оставляет о себе долгие и добрые воспоминания.

Шиш московский

Архив спектаклей
Скоморошья эпопея
По пьесе Б.В. Шергина

Скоморошья «эпопея» в 2-х частях по сказкам Бориса Шергина включает в себя 12 историй о Шише Московском. Главный герой – личность неунывающая, человек добрый, весельчак и кудесник. Он умеет выйти из любой ситуации достойно и превратить ее в веселую, артистичную игру. Его жизненное правило: «Никогда не печалься. Печаль – как моль в одежде, как червь в яблоке. От печали смерть». Спектакль наполнен искрометным юмором, большим количеством русских песен, наигрышей и оставляет о себе долгие и добрые воспоминания.

Комедь. XVII век

Историко-этнографическое полотно
Е.П.Иванов

Спектакль по уникальной архивной пьесе театрального деятеля и этнографа начала ХХ века Евгения Платоновича Иванова "Сказ о скоморохе Филипке, о челиге, о гусаке, о спеси, а кстати и о бороде боярской".

Этот редчайший драматургический материал ждал своего сценического воплощения более 80-ти лет. Еще в 1923 году пьеса была принята к постановке 1-м Научно-Этнографическим театром в Москве и знаменитым "Межрабпомрусь", но так и не обрела жизни. И вот теперь, в начале XXI века, пьеса "КОМЕДЬ. XVII ВЕК" поставлена в Московском государственном историко-этнографическом театре.

Звездопад

Лирическая драма к 75-летию Победы, В.Астафьев      

(по одноименной повести и авторской пьесе "Прости меня")

          Действие происходит в военном госпитале, где лежат раненые солдаты – и молодые, и пожилые, и выздоравливающие, и те, кого крепко приковали к постели тяжёлые увечья. Среди всех них по-хозяйски разгуливает Смерть, каждый день уводя кого-нибудь в своё царство. Её образ инфернален и конкретен, она страшна своей будничностью и коварством, пребывая накоротке со всеми и втираясь в доверие даже самых стойких и мужественных. Ледяная красота Смерти опасна, а весь её образ не может не привнести напряжённого философского звучания в будничную череду госпитальных событий.

Любовная феерия

Архив спектаклей
Спектакль в 2-х частях
По пьесе Леси Украинки

«Лесная песня» Леси Украинки – произведение, по праву считающееся загадочным, фантастическим, непостижимым. Его театральные постановки не удавались практически никому. Режиссеры до сих пор лишь ищут подступы к разгадкам этой пьесы, но чаще всего боязливо обходят ее стороной. Словом, «Лесная песня» не шла у нас очень, очень давно. И вот нашелся смельчак – худрук Московского государственного историко-этнографического театра Михаил Мизюков – который азартно взялся за ее постановку, назвав спектакль «Любовная феерия».

Песня судьбы

Архив спектаклей
Поэтическая драма
Александр Блок

Удивительная, загадочная пьеса Александра Блока, которая привлекала в разное время и Станиславского, и Мейерхольда, но так и не была воплощена на сцене. В центре пьесы, полной символов, загадок и условностей, поиск пути русского интеллигента к обретению Родины - такой загадочной, противоречивой и такой прекрасной.