«Пьеса для этнотеатра. Читки»

25 октября в Историко-этнографическом театре прошел вечер «Пьеса для этнотеатра. Читки» и открытое обсуждение пьес-финалисток драматургического конкурса «Новый этнотеатр».

 Дискуссия, затянувшаяся до позднего вечера, и обсуждение пьес, показали, что темы, поднятые во всех трех произведениях, настолько актуальны, а сами пьесы настолько самобытны и интересны, что экспертный совет принял решение взять паузу и назвать пьесу-победительницу в ближайшие дни.

Пьесы в форме читок представлены московской публике приглашенными режиссёрами и актерами Историко-этнографического театра.

«Последний гренадер», драматург Артём Казюханов (Санкт-Петербург) Пьеса– трагикомедия, действие которой происходит в 1912 году накануне столетнего юбилея победы над Наполеоном.

Режиссером читки выступил Рустем Фесак (театр «Чеховская студия» при Музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово»).

Артем Казюханов: «С историей нашего Отечества никаких сюжетов выдумывать не надо. Просто берешь и пишешь. Правда, порой не можешь отделаться от стойкого ощущения дежавю. Так же получилось и здесь. Эпидемия просто высветила некоторые странности жизни, а историческая фактура нашлась сама собой. Колючая, но жизненная. Честно скажу: мне волнительно, что пьесу отобрали для читки. Это первый раз, когда я смог послушать свою работу лично. Прежде я всегда оказывался или на другом конце страны или вовсе глядел на работу актёров из самоизоляции».

«Республика», драматург Сергей Давыдов (Тольятти)

Пьеса основана на реальных событиях, происходивших в Таджикистане и России в 1990-1993 годах.

Режиссером читки выступил Александр Кудряшов (ТЕАТР.DOC, Театральная компания Александра Кудряшова).

Сергей Давыдов: «Как и герои "Республики", все мои предки – этнические русские, несколько поколений прожившие в Таджикистане. Это не был их выбор, так решили судьба, государство, обстоятельства... но  пьеса не об эмигрантах. На самом деле она о каждом, кто живет в России, неважно –  с рождения или с какого-то момента. Она о наших отношениях с Россией. Стали мы для нее своими, чувствуем ли мы себя дома, в безопасности, властны ли влиять на какие-то решения? Для меня "Республика" – трагикомичная баллада о разбитом сердце».

«Верь в Тверь», драматург Юлия Тупикина (Москва)

Пьеса – комедийная антиутопия про то, как некий русский город движется вспять в угоду китайским туристам.

Режиссером читки выступил Михаил Егоров (сотрудничает с многочисленными театрами России и СНГ).

Юлия Тупикина: «История создания этой пьесы такова. Ко мне обратился театр из Твери, мы решили написать пьесу о городе. Я стала встречаться с жителями Твери, записывать их истории. Вся Россия страдает от централизации. Многие небольшие города, распложенные вблизи мегаполисов, испытывают трудности. Всё это накладывается на государственную пропаганду, которая пытается нас направить не в будущее – к новым целям, новым вызовам, прогрессу,  а в прошлое, к старым достижениям и победам. Получается, что небольшому городу просто некуда жить – нет целей в будущем. И он разворачивается в прошлое. В силу разных обстоятельств спектакль поставлен не был, и я рада, что пьеса выбрана для читки».

Модератором дискуссии выступил театральный критик Павел Руднев

 Павел Руднев: «Российское сознание часто погружается в архаическую утопию. Есть современное понятие «постпамять». Это значит, что есть некие исторические процессы, которые нас травмируют, до сих пор театр не может наговориться на эти темы. Зацикленность на архаической памяти часто не дает возможности  говорить о будущем. И это, в некотором смысле, оскорбляет молодых людей. Двадцатилетние хотят жить будущим, а не прошлым. Очень важно, что драматурги говорят об этом. Это ответственная драматургия, что у Артема Казюханова, что у Сергея Давыдова, что у Юлии Тупикиной. Это драматургия ответственных граждан, которые задумываются о современной России, об исторической России. Это не памфлет, не выброс негативной энергии, это умные, ответственные, гражданские тексты. Здорово, что они прозвучали. И что важно – театр позволил им прозвучать. Таких лабораторий, такого ракурса, контекста нигде нет, при всем богатстве и разнообразии всевозможных читок, конкурсов, лабораторий, фестивалей».

***

Экспертный совет конкурса:

Художественный руководитель и основатель Московского государственного историко-

этнографического театра Михаил Мизюков

Директор Московского государственного историко-этнографического театра, автор идеи и руководитель проекта «Новый этнотеатр»  Елена Кузьмакова

Приглашенный эксперт конкурса – кандидат искусствоведения, театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств К. Райкина и Школы Г. Дадамяна Павел Руднев

 

Драматургический конкурс, объявленный 27 марта 2020 года в Международный день театра, стал своего рода предисловием к Первому фестивалю «Новый этнотеатр», запланированному на весну 2021 года.

Авторы пьес-финалисток были отмечены памятными призами. Это оригинальные картины с использованием бересты, потали, керамики дизайнера Инессы Королёвой.

Фотограф: Анна Пенькова