Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров»

Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров».

«Русский остров» — это международный театральный этнографический центр культуры народов мира, который собирает и объединяет театральные коллективы  разных стран, вбирает в себя все многообразие фольклорного наследия народов мира. Его главная цель – познакомить широкую зрительскую аудиторию с подлинными образцами этнографии и представить театры разных стран, изучающие фольклор на драматической сцене. История фестиваля берет своё начало в 2005 году. За годы проведения фестиваля на «Русском Острове» были представлены фольклорные  спектакли  Греции,  Армении, Молдовы,  Украины, России.

В 2019 году — в Год театра при поддержке столичного Департамента культуры фестиваль прошел с 6 по 10 ноября в Московском государственном историко-этнографическом театре. Были представлены спектакли коллективов из Мордовии, Калмыкии, Хакасии, Северной Осетии – Алании и Черноземья.

Фольклор народов России невероятно многолик и к этому наследию надо относиться бережно.

Проблемы современного театра и способы сохранения национальных традиций обсуждали члены жюри, критики и театроведы, актеры, режиссеры и руководители театров — участники IV Международного фестиваля театров фольклора "Русский остров", который проходил с 6 по 10 ноября 2019 г. на сцене Московского государственного историко-этнографического театра.

Круглый стол был посвящен вопросам и проблемам развития современного театра фольклора.

Профессор Галина Яковлевна Сысоева, режиссер спектакля "Пролетели все наши года", зав.кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, заслуженный деятель искусств России.

— Фестиваль проходит один раз в два, а то и больше лет. За это время накапливается огромное количество вопросов, которые хотелось бы обсудить с коллегами. Учитывая, что и проблемы у нас у всех примерно одинаковые, и цели схожие, такие заочные встречи станут хорошим подспорьем. Нужно создать виртуальную площадку «Русского Острова» которая позволит всем участникам фестиваля, а это уже более двадцати коллективов, общаться в перерывах между конкурсами. Нам есть о чем поговорить, мы можем оперативно помогать друг другу советом и делом. Это должно перерастать в государственную программу. Свершилась консолидация фольклорных театров.

— В театральном мире, как мне кажется, наметилась такая тенденция - большой уклон в сторону сценических эффектов и уход от содержания, нравственности, того, что собственно мы ищем в театре. Посмотрите, как переделываются старые классические постановки. В них же не ищется новый смысл содержания, а лишь оболочка, новые подтексты. Все это так грустно. Фестиваль и историко-этнографический театр - это противостояние этим новым тенденциям, которые нацелены на внешнее, но не на внутреннее. Театр заигрался в эффекты. 

— Может быть из-за того что так много этих экспериментальных групп очень страдает мастерство. И как правило очень многим актерам как зритель уже не веришь. Это тоже большая беда сегодняшнего театра — в увлеченности эффектами в ущерб содержанию.

— Национальная тема — только пласт вот этих тем, настолько слой тоненький, что его и не разглядеть. А как же мы хотим себя осознавать русским, украинцами, белорусами и тд, если мы не будем воспитывать в себе эту этническую идентичность. И об этом не мы должны думать, а государство, которое должно как-то участвовать в этом. Как вести диалог с государством, с чиновниками, которые нами управляют, признаться, я не знаю.

Мизюков Михаил Александрович, художественный руководитель Государственного историко-этнографического театра, президент Международного фестиваля театров фольклора "Русский остров".

— Очень мало театров, которые имеют интерес к своему фольклору, народному искусству, национальным традициям. Скорее, мы находим спектакли на национальной материале с музыкальным рядом, которые идут в академических театрах. Но это большая редкость. Жизнь меняет всех нас и театры тоже, они вынуждены выживать, согласен, что должна быть государственная поддержка.

— Фольклорный спектакль не собирает стадионы, он требует другой эстетики, но с театра требуют и посещаемость, и количество сыгранных спектаклей в год. Как в современных условиях жить-выживать, чтобы зрителя привлекать? Большинство наших зрителей в другом русле находятся. Есть ли перспектива у театров, замешанных на национальной культуре? Что для этого нужно делать?

Галина Сысоева:

— Должно быть какое-то сообщество, структура фольклорных театров, как движение, как направление в театральном искусстве. Должно пройти какое-то время, чтобы это выросло в общественную силу.

Альберт Хадаев, режиссер Государственного Дигорского Драматического театра (г. Владикавказ, Северная Осетия- Алания)

Фольклор — это история. Молодежи это надо, это им интересно. Например, наш спектакль ("Бата и его сыновья"), к нему и песни нужны исторические, и костюмы. Но все упирается в деньги. Потому что чтобы национальную песню записать, надо кого-то просить, заказывать. Зачем нужно министерство? Неужели, чтобы в кабинетах сидеть? Хотя бы один спектакль в год профинансировать можно? Хотя бы одну поездку? Спортсменам за победу дают машину, землю, деньги. Это хорошо. Но неужели театру нельзя помочь? Неужели только спорт надо поддерживать?

— Вы говорите, что нет глубины, не хочется ходить в театр. Я считаю, что режиссуры нет. Что такое режиссура? Это необходимость донести до актера суть, поставить задачи. Актер должен знать, почему он эти слова произносит, почему здесь стоит, а здесь поворачивается. Если актер не понимает, что он делает, как это может быть интересно зрителю. Сейчас театр это просто шоу.

— Мы перестали воспринимать театральную критику. Нет театральной критики. Нет театральных критиков. Это печально. Надо говорить что хорошо, а что плохо. Мои педагоги говорили, что если зритель вышел из зала и ни о чем не задумался, этот спектакль зря поставлен.

Михаил Мизюков:

— Вектор современного театра очень далек от национальных традиций. В экспертные советы входят критики определённых взглядов, эстетических, мировоззренческих. Театральные люди, от мнения которых многое зависит, говорят, что народное неинтересно, эти "лапти" неинтересны. Но я уверен, что в каждом городе есть театральные силы, которым это нужно. Поэтому нам надо объединяться и поддерживать друг друга.

Галина Сысоева:

— Нужно идти в ногу со временем и можно организовать интернет-фестиваль, где каждый будет выходить в эфир и вещать. Например, наш местный фестиваль в интернете в прошлом году посмотрели 32 тысячи зрителей, в этом году за первые три дня 9 тысяч, а сейчас уже около 20 тысяч и продолжают смотреть. Фестиваль очный не каждый год собирается, а в интернете мы можем встречаться чаще. Можно делать видео-конференции. Давайте двигаться вперед.

Виктор Владимирович Бакке, председатель жюри. Доктор искусств Международной Академии наук Сан-Марино, Действительный член (академик) Международной Славянской академии, профессор кафедры Русского народно-певческого-искусства Московского государственного института культуры, почетный член Всероссийского Музыкального Общества, художественный руководитель ансамбля "Златоцвет", заслуженный работник культуры РФ.

Есть ли критерии театров фольклора? Есть ли какие-то рекомендации, разработки, дискуссионные площадки, где рассматриваются вопросы развития театрального искусства и фольклорных театров, поскольку фольклорный театр это новый вид искусства. Театральные критики, которые профессионально могут разбирать спектакли фольклорные. Ведь этого ничего нет. Даже учебников и единого понимания нет.

— Здесь и наша недоработка. Если бы каждый, кто этим занимается, мог бы высказать свою точку зрения, чтобы мы могли иметь представление о всех направлениях. Фольклор это синкретический вид искусства, в быту существующий, где все объединено вместе - и лицедейство, и бытование, легенды, традиции и народный театр. В быту у народов это существует в естественной бытовой форме. Никто из участвующих в этом процессе в бытовой форме не считает себя великолепным танцором, певцом или инструменталистом. Отсюда та естественность и простота.

— Если мы отрываем фольклор от бытового его предназначения, от этой отдельности, семейственности, стихийности, мы отрываем его от условий, в которых он существует. Когда мы выносим его на сцену, мы еще больше отходим от этого, мы нарушаем бытовую традицию. И значит, начинают действовать совсем другие законы - законы сцены. И начинаются вопросы профессиональной ориентации, профессионального действа. Спектакль - это одно, народное действо это другое.

— Что касается музыкального сопровождения. Песня сама по себе, народная я имею ввиду, это уже мини-спектакль. С сюжетом и развитием действа.

— По поводу информативности. Использовать интернет конечно надо, но нужен модератор, который будет этим заниматься.

Ирина Васильевна Чустугешева, директор Хакасского театра драмы и этнической музыки "ЧИТiГЕН".

— У нас как раз театр драмы и этнической музыки, поэтому у нас задача в первую очередь сохранить свой национальный хакасский язык, эпос, культуру, нашу самобытность, наши обычаи и традиции ради нашего будущего. Я думаю, что такой фестиваль просто необходим еще и потому, что не только наш, но и русский язык, к великому сожалению, под угрозой. Выросло новое поколение, у наших детей и внуков русский язык перемешан с английским. Культуру надо сохранять - без культуры нет нации. 

— Задача каждого театра воспитывать социально ответственного гражданина. У нас много спектаклей для детей и они очень востребованы. Мы постоянно ездим по регионам, наш театр уже узнаваем. Он создавался как экспериментальный для выезда и общения со зрителем из глубинки, которые не могут выехать в город в театр.

Ирина Анатольевна Савельева, музыковед-фольклорист (этномузыколог), младший научный сотрудник кабинета народной музыки Московской консерватории (ныне Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки).

Очень легко перейти тонкую грань, за которой стоит формализация процесса. Я согласна с мнением, что народная песня это уже спектакль. Да в народном творчестве любая ситуация уже спектакль! В народном доигровом театре там любой хоровод спектакль. Мы такие многоликие, я имею ввиду народные фольклоры страны, у нас бесконечное множество вариантов. К этому наследию надо относиться очень бережно.