Михаил Мизюков о спектакле «Воевода. Сон на Волге»

Михаил Мизюков о спектакле «Воевода. Сон на Волге»

Почему Вы решили ставить именно спектакль «Воевода. Сон на Волге» по одноимённой̆ пьесе Островского? <\p>

Пьеса мне давно известна и знакома еще со студенческих лет. Я помню легенду Малого театра, помню рассказы наших преподавателей̆ именно про этот спектакль, поставленный̆ в конце XIX века. Легенда там, об Ольге Садовской̆, которая играла Недвигу и пела на сцене народную колыбельную. По воспоминаниям современников, это событие произвело большое впечатление на зрителей̆. Поскольку мы занимаемся синтезом фольклора и театра, нас заинтересовало само это сочетание легенды и впечатления. <\p>

Видите ли, Вы сходство между тем, что происходит на сцене и событиями, происходящими в наши дни? <\p>

Мы в принципе декоративных спектаклей - музейных экспонатов, реконструкций - не ставим. На мой взгляд, если у произведения нет каких-то перекличек с сегодняшним днем, то это не так интересно. <\p>

Эта пьеса, как и любое литературное произведение у хорошего автора, всегда остается современной̆. Сегодня, на мой взгляд, нравственность власти - очень актуальная тема. Сплошь и рядом «воеводы» (смеется). Другое дело, приходит ли кто с покаянием или, как минимум, с раскаянием.

Почему для постановки спектакля Вы выбрали вторую редакцию пьесы Островского? (в первой редакции воевода в конце пьесы не раскаивается и его насильно снимают с должности - прим. автора) <\p>

Разница между первой̆ и второй̆ редакцией̆ - двадцать лет. С самим Островским многое произошло. <\p>

Этим спектаклем я не призываю всех «воевод» наших дней уйти в монастырь. Власть… Власть - она опасная штука. На любом уровне. Если человек, обладающий̆ властью, теряет ориентир в пространстве, то это плохо для всех. Для него прежде всего. <\p>

Поэтому возникает мотив покаяния. «Воевода», как минимум, должен задумываться об этом. И, конечно, о том, как вырваться из этого круга, где он теряет ориентиры и не видит уже людей̆ перед собой̆. <\p>

Ну как-то так, наверное. <\p>

Почему эту пьесу так редко ставят? <\p>

Исторические пьесы Островского вообще редко сейчас ставят. Вот у нас в репертуаре есть спектакль «Тушино» Островского – его вообще до нас не ставили. При жизни автора считалось, что произведение несценичное. Я не согласился. В результате получился очень сценичный̆ спектакль, крепкий̆. <\p>

В спектакле много интересных деталей̆. Можете объяснить зрителям, почему приспешники воеводы, например, на лицах носят кольчужные маски? <\p>

ОМОН есть ОМОН. Это древние балаклавы. Мы, на самом деле, здесь чуть-чуть пофантазировали. Такие кольчужные маски были, но больше на войне, а не у «полиции». <\p>

На самом деле, на мой взгляд, это очень современно – лиц нет, как и у подобных им людей̆ сегодня. Обезличенность. <\p>

Все про победу любви над властью? <\p>

Совершенно точно. <\p>

Но, тут еще один есть момент. Мне кажется важным сцена спора отца и сына: спора Дубровина с пустынником. Не спора даже, а разговора про несправедливость. Ведь в наше время тоже всегда есть выбор, как бороться с этой̆ самой несправедливостью: силой̆ или прощением. <\p>

Вы бы хотели что-то сказать зрителям или постановка скажет все за вас? <\p>

Ну, расшифровывать я, конечно, точно ничего не буду. Что я хотел сказать спектаклем - будет понятно. <\p>

Текст и фото: Полина Петренко