Много музыки, смеха и каскад нелепых случайностей 20, 21 и 28 ноября премьера в Историко-этнографическом театре

«Все мы жаждем любви…» поется в знаменитой арии Прекрасной Елены в одноименной оперетте Оффенбаха. Ей вторят герои нового спектакля Историко-этнографического театра «Клин клином вышибай»фарс с музыкой в одном действии по пьесе Виктора Крылова.

Премьера была намечена на апрель, но из-за пандемии  перенесена в новый сезон. И теперь в канун новогодних праздников театр дарит всем поклонникам «легкого» жанра долгожданную музыкальную комедию.

Что случится, если дама в летах влюбится в молодого человека? А когда дама эта состоятельна и не привыкла ни в чем себе отказывать? Вот и богатая вдова Костуева, влюбившись в молодого чиновника, старается всячески скрыть предательскую разницу в возрасте. А тут еще дочка Дуня замуж собралась, как специально напоминает матери о возрасте!

Подробне…

К счастью, в доме появляется старшая сестра сумасбродки – Анна Александровна Грядкина. Умная и находчивая, уж она-то наведет порядок в сердечных делах!

Динамичные и остроумные диалоги, живой русский язык, выразительные персонажи в реалиях русской помещичьей жизни делают эту смешную и поучительную пьесу настоящей находкой для театра, приверженного творческому историзму.

Новый спектакль наполнен музыкой, как и задумывал автор. Прозвучат романсы Михаила Глинки, Александра Варламова, Александра Даргомыжского, Ивана Деккер-Шенка, Антона Дерфельдта, фрагменты оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и оперы Петра Чайковского «Пиковая дама».

– Комических персонажей играть всегда интересно, – рассказывает Виталина Отраднова, исполнительница роли Дуни. – Сам спектакль музыкальный, но внутри меня тоже постоянно играет мелодия моей героини, которая раззадоривает, словно подкалывает, закручивает. После глубоких драматических ролей Дуню играть весело и радостно. Обычно любовная линия в комедиях дается мимоходом, так называемая каскадная пара в опереттах, поэтому здесь важно свой задор все-таки сдерживать и не выходить на первый план.

Партнером Виталины выступает Павел Ештокин (Блесткин): «Это моя первая лирическая роль. Обычно играю простых парней, характерных персонажей. А здесь и юмор, и лирика. Непривычно и увлекательно. В дуэте главное – чувство партнера, мне кажется, у нас это получается».

В первом составе главные роли – двух сестер – исполняют артистки, которые служат Историко-этнографическому театру без малого тридцать лет. Наталья Михеева (Костуева) и Светлана Щеголькова (Грядкина). По сути это бенефисные роли для актрис.

Наталья Михеева: «Играть музыкальную комедию – огромная радость. У нас в репертуаре много драматических спектаклей, со страстями. Здесь  же настоящий праздник!»

«А когда в этом празднике участвуют не просто коллеги, а практически родные люди, - добавляет Светлана Щеголькова, - сложно передать все чувства, которые переполняют! Все перипетии здесь смешные, даже нелепые. Да, в конце проучили задурившую сестру. Но от морализаторства мы уходим. И в финале всех ждет музыка и любовь».

Режиссер-постановщик – Михаил Мизюков.

Художник – Мария Утробина.

Премьерные показы «Клин клином вышибай» состоятся 21 ноября (пт.) в 19:00, 22 и 28 ноября (сб.) в 18:00.

Билеты, купленные в апреле на премьеру, действительны. Администрация просит сообщить о наличии таких билетов заранее: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Большой этнографический диктант

С 3 по 8 ноября пройдет Пятая Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант».

Он позволяет оценить уровень этнографической грамотности населения, знания о народах, проживающих в России. Он привлекает внимание широкой общественности к вопросам межнационального мира и согласия. Участниками Диктанта могут стать все желающие жители России и других стран.

Диктант представляет собой задания, включающие в себя:

- 20 вопросов – общефедеральная часть Диктанта, единая для всех участников;

- 10 вопросов – региональная часть Диктанта, индивидуальная  для каждого субъекта Российской Федерации.

На ответы предлагается 45 минут, максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Чтобы принять участие, нужно:

  • В любой день с 3 по 8 ноября зайти на сайт
  • Нажать кнопку «Пройти диктант»
  • Заполнить контактные данные
  • Ответить на вопросы
  • Скачать сертификат участника

***

Федеральным организатором «Большого этнографического диктанта» выступает Федеральное агентство по делам национальностей. В столице России организатор Диктанта – Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Итоги драматургического конкурса «Новый этнотеатр»

Победителем Драматургического конкурса «Новый этнотеатр» стал Сергей Давыдов (Тольятти). Именно его пьеса «Республика», основанная на реальных событиях, происходивших в Таджикистане и России в 1990-1993 гг., будет поставлена на сцене Историко-этнографического театра в рамках программы «Современная пьеса» и Фестиваля «Новый этнотеатр» весной 2021 года.

 Павел Руднев, театральный критик:

 «Я очень рад за Сергея и за театр. Это одна из самых ярких пьес, написанных за последний год, и одна из самых запоминающихся конкурсных. Сергей дорос до обобщений, до умения работать с историями других людей. Пьеса «Республика» встраивается в большую дискуссию об идентичности русского народа, об идентичности всего постсоветского пространства. В ней заложены разные уровни понимания. С одной стороны, теплые воспоминания об ушедшей эпохе, с другой – попытка объяснить и непонимание, почему так всё закончилось. Пьеса соединяет в себе горечь потерь и осознание того, что история является нам в виде идиллических картин, даже фантастики. В конце пьесы мы видим ослепительный образ Вавилонской башни. Он одновременно и пугает, и радует нас как мечтателей». 

 Фото: Режиссер – Александр Кудряшов, драматург – Сергей Давыдов.

Подробнее:

Сергей Давыдов: «Как и герои "Республики", все мои предки – этнические русские, несколько поколений прожившие в Таджикистане. Это не был их выбор, так решили судьба, государство, обстоятельства... но пьеса не об эмигрантах. На самом деле она о каждом, кто живет в России, неважно –  с рождения или с какого-то момента. Она о наших отношениях с Россией. Стали мы для нее своими, чувствуем ли мы себя дома, в безопасности, властны ли влиять на какие-то решения? Для меня "Республика" – трагикомичная баллада о разбитом сердце».

Режиссером читки «Республики» выступил Александр Кудряшов (ТЕАТР.DOC, Театральная компания Александра Кудряшова). По задумке организаторов, спектакль на сцене театра появится в его же прочтении.

Фото 2: Читка пьесы «Республика»: Павел Ештокин, Светлана Американцева, Дарина Строчкова

Подобный конкурс проводится в Москве впервые. Также впервые зрители смогли принять участие в творческой дискуссии и обсуждении пьес, одна из которых будет поставлена в театре. Пьесы в форме читок были представлены московской публике приглашенными режиссёрами и актерами Историко-этнографического театра.

В финал конкурса также вышли: Артём Казюханов (Санкт-Петербург, пьеса «Последний гренадер», режиссер читки – Рустем Фесак, театр «Чеховская студия» при Музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово»); и Юлия Тупикина (Москва, пьеса «Верь в Тверь», режиссер читки – Михаил Егоров, сотрудничает с многочисленными театрами России и СНГ).  Историко-этнографический театр планирует продолжить сотрудничество с этими авторами.

В рамках творческого вечера «Пьеса для этнотеатра. Читки» вниманию экспертного совета и московской публики были представлены три пьесы, прошедшие в финал. Они отобраны из 96 текстов, присланных 73 авторами из разных регионов России, Литвы, Финляндии, Украины, Германии, США.

Дискуссия, затянувшаяся до позднего вечера, и обсуждение пьес, показали, что темы, поднятые во всех трех произведениях, настолько актуальны, а сами пьесы настолько самобытны и интересны, что экспертный совет принял решение взять паузу и назвать пьесу-победительницу в ближайшие дни. И вот теперь лидер определен.

Экспертный совет конкурса:

Художественный руководитель и основатель Московского государственного историко-этнографического театра Михаил Мизюков
Директор Московского государственного историко-этнографического театра, автор идеи и руководитель проекта «Новый этнотеатр»  Елена Кузьмакова
Приглашенный эксперт конкурса – кандидат искусствоведения, театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств К. Райкина и Школы Г. Дадамяна Павел Руднев

«Пьеса для этнотеатра. Читки»

25 октября в Историко-этнографическом театре прошел вечер «Пьеса для этнотеатра. Читки» и открытое обсуждение пьес-финалисток драматургического конкурса «Новый этнотеатр».

 Дискуссия, затянувшаяся до позднего вечера, и обсуждение пьес, показали, что темы, поднятые во всех трех произведениях, настолько актуальны, а сами пьесы настолько самобытны и интересны, что экспертный совет принял решение взять паузу и назвать пьесу-победительницу в ближайшие дни.

Пьесы в форме читок представлены московской публике приглашенными режиссёрами и актерами Историко-этнографического театра.

«Последний гренадер», драматург Артём Казюханов (Санкт-Петербург) Пьеса– трагикомедия, действие которой происходит в 1912 году накануне столетнего юбилея победы над Наполеоном.

Режиссером читки выступил Рустем Фесак (театр «Чеховская студия» при Музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово»).

Артем Казюханов: «С историей нашего Отечества никаких сюжетов выдумывать не надо. Просто берешь и пишешь. Правда, порой не можешь отделаться от стойкого ощущения дежавю. Так же получилось и здесь. Эпидемия просто высветила некоторые странности жизни, а историческая фактура нашлась сама собой. Колючая, но жизненная. Честно скажу: мне волнительно, что пьесу отобрали для читки. Это первый раз, когда я смог послушать свою работу лично. Прежде я всегда оказывался или на другом конце страны или вовсе глядел на работу актёров из самоизоляции».

«Республика», драматург Сергей Давыдов (Тольятти)

Пьеса основана на реальных событиях, происходивших в Таджикистане и России в 1990-1993 годах.

Режиссером читки выступил Александр Кудряшов (ТЕАТР.DOC, Театральная компания Александра Кудряшова).

Сергей Давыдов: «Как и герои "Республики", все мои предки – этнические русские, несколько поколений прожившие в Таджикистане. Это не был их выбор, так решили судьба, государство, обстоятельства... но  пьеса не об эмигрантах. На самом деле она о каждом, кто живет в России, неважно –  с рождения или с какого-то момента. Она о наших отношениях с Россией. Стали мы для нее своими, чувствуем ли мы себя дома, в безопасности, властны ли влиять на какие-то решения? Для меня "Республика" – трагикомичная баллада о разбитом сердце».

«Верь в Тверь», драматург Юлия Тупикина (Москва)

Пьеса – комедийная антиутопия про то, как некий русский город движется вспять в угоду китайским туристам.

Режиссером читки выступил Михаил Егоров (сотрудничает с многочисленными театрами России и СНГ).

Юлия Тупикина: «История создания этой пьесы такова. Ко мне обратился театр из Твери, мы решили написать пьесу о городе. Я стала встречаться с жителями Твери, записывать их истории. Вся Россия страдает от централизации. Многие небольшие города, распложенные вблизи мегаполисов, испытывают трудности. Всё это накладывается на государственную пропаганду, которая пытается нас направить не в будущее – к новым целям, новым вызовам, прогрессу,  а в прошлое, к старым достижениям и победам. Получается, что небольшому городу просто некуда жить – нет целей в будущем. И он разворачивается в прошлое. В силу разных обстоятельств спектакль поставлен не был, и я рада, что пьеса выбрана для читки».

Модератором дискуссии выступил театральный критик Павел Руднев

 Павел Руднев: «Российское сознание часто погружается в архаическую утопию. Есть современное понятие «постпамять». Это значит, что есть некие исторические процессы, которые нас травмируют, до сих пор театр не может наговориться на эти темы. Зацикленность на архаической памяти часто не дает возможности  говорить о будущем. И это, в некотором смысле, оскорбляет молодых людей. Двадцатилетние хотят жить будущим, а не прошлым. Очень важно, что драматурги говорят об этом. Это ответственная драматургия, что у Артема Казюханова, что у Сергея Давыдова, что у Юлии Тупикиной. Это драматургия ответственных граждан, которые задумываются о современной России, об исторической России. Это не памфлет, не выброс негативной энергии, это умные, ответственные, гражданские тексты. Здорово, что они прозвучали. И что важно – театр позволил им прозвучать. Таких лабораторий, такого ракурса, контекста нигде нет, при всем богатстве и разнообразии всевозможных читок, конкурсов, лабораторий, фестивалей».

***

Экспертный совет конкурса:

Художественный руководитель и основатель Московского государственного историко-

этнографического театра Михаил Мизюков

Директор Московского государственного историко-этнографического театра, автор идеи и руководитель проекта «Новый этнотеатр»  Елена Кузьмакова

Приглашенный эксперт конкурса – кандидат искусствоведения, театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств К. Райкина и Школы Г. Дадамяна Павел Руднев

 

Драматургический конкурс, объявленный 27 марта 2020 года в Международный день театра, стал своего рода предисловием к Первому фестивалю «Новый этнотеатр», запланированному на весну 2021 года.

Авторы пьес-финалисток были отмечены памятными призами. Это оригинальные картины с использованием бересты, потали, керамики дизайнера Инессы Королёвой.

Фотограф: Анна Пенькова

Объявлены результаты драматургического конкурса «Новый этнотеатр»

25 октября  состоится финал драматургического конкурса «Новый этнотеатр» в Историко-этнографическом театре в рамках творческого вечера «Пьеса для этнотеатра. Читки». Три пьесы-победительницы московской публике представят приглашенные режиссёры и актеры Историко-этнографического театра. Зрителями могут стать все, кому интересна тема. Павел Руднев выступит модератором дискуссии. В финале вечера определится пьеса-финалист. Она и будет поставлена на сцене театра.

25 октября (вс.). Программа дня:

16:00«Последний гренадер», автор Артём Казюханов (Санкт-Петербург) / Режиссер Рустем Фесак (театр «Чеховская студия» при Музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово»)

17:30«Республика», автор Сергей Давыдов (Тольятти) / Режиссер Александр Кудряшов (ТЕАТР.DOC, Театральная компания Александра Кудряшова)

19:00«Верь в Тверь», автор Юлия Тупикина (Москва) / Режиссер Михаил Егоров (сотрудничает с многочисленными театрами России и СНГ)

20:45Обсуждение. Модератор — Павел Руднев

В читках участвуют актеры Историко-этнографического театра.

Регистрация на событие: https://etnoteatr.timepad.ru/event/1460656/

Для справки:

Подведены итоги масштабного драматургического конкурса «Новый этнотеатр», который проходит с 27 марта по 25 октября 2020 года. Конкурс проводит Московский государственный историко-этнографический театр.

Решением экспертного совета были отобраны 3 пьесы из 96 текстов, присланных 73 авторами из разных регионов России, Литвы, Финляндии, Украины, Германии, США. Подобный конкурс проводится в Москве впервые.

Экспертный совет конкурса:

Художественный руководитель и основатель Московского государственного историко-этнографического театра Михаил Мизюков

Директор Московского государственного историко-этнографического театра Елена Кузьмакова

Приглашенный эксперт конкурса Павел Руднев – кандидат искусствоведения, театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств К. Райкина и Школы Г. Дадамяна

С днём рождения!

Уважаемый Михаил Александрович, коллектив Московского государственного историко-этнографического театра сердечно поздравляет Вас с днём рождения!

Вы осуществили свою мечту  о синтезе профессионального драматического театра и фольклора. Единственный в Москве Историко-этнографический театр по праву можно считать Вашим детищем.

Актер, главный режиссёр, художественный руководитель, Вы более трёх десятилетий  верно служите любимому делу. Каждый вечер, выходя на сцену в качестве актера или представляя режиссёрскую работу, Вы чувствуйте свою необходимость, связь с жизнью, приносите своим искусством радость. Зрители с интересом знакомятся с различными направлениями, стилями, манерами историко-этнографического театра.

От всей души желаем Вам счастья, здоровья, вдохновения, новых, интересных идей, смелых поисков, творческих открытий!

Уважаемые зрители!

С 19 октября 2020 года и до окончания режима повышенной готовности мы закрываем кассу для реализации билетов.

В дни спектаклей касса работает с 11.00 до 19.00.

Продажа билетов на все мероприятия театра будет осуществляться только онлайн.

Приобрести билеты можно на порталах:

www.etnoteatr.ru www.bigbilet.ru www.ticketland.ru

Спасибо врачам!

12 сентября Историко-этнографический театр сыграл спектакль «Комедия о Фроле Скобееве» для работников здравоохранения Бабушкинского и Лосиноостровского районов города Москвы.

Перед началом спектакля к зрителям обратился депутат Московской городской думы, директор Парка культуры и отдыха «Бабушкинский» Игорь Бускин:

«Медицина – не просто работа, это по-настоящему служение. Это особенно ясно увидели во время борьбы с пандемией короновируса. Хочу выразить глубочайшую признательность всем медицинским работникам поликлиник, больниц, станций скорой помощи – всем, кто находился, как говорится, на передовой»

Глава Управы Лосиноостровского района города Москвы Роберто Леонов в своем выступлении отметил: «То, насколько ценен ваш труд, сейчас понятно, как никогда. Уже полгода медработники ведут борьбу со смертельно опасным вирусом, ежедневно рискуя своей жизнью, ради благополучия других»

В письменном обращении глава Управы Бабушкинского района Сергей Аганеев обратился к зрителям в зале: «Дорогие врачи и медсестры, вы самоотверженно бережете и спасаете наши жизни. Ваша профессия достойна безграничного уважения и бескрайней благодарности! ваша отвага и благородство восхищают!»

Спектакль «Комедия о Фроле Скобееве» стал благодарным приношением тем, кто каждый день, рискуя собственным здоровьем, спасает жизни других людей. Каждый, кто выходит на сцену, кто работает за кулисами театра, испытывает глубокое уважение и восхищение героями в белых халатах. Эти чувства вдохновляли актеров, и придали спектаклю особый настрой.

Директор Этнотеатра, идейный вдохновитель события, Елена Кузьмакова в своей приветственной речи заметила: «Если прошлый год был годом театра в России, то нынешний можно смело назвать годом медицинского работника в мировом масштабе. Мое глубокое убеждение, что наши миссии схожи. Вы служите физическому здоровью нации, мы – духовному. И сегодня для вашего хорошего настроения и бодрости духа мы играем этот спектакль»

.

С Днём Рождения!

Коллектив Московского историко-этнографического театра поздравляет с замечательным юбилеем – 60-летием со дня рождения - актера Сергея Васильева!

Дорогой Сергей Анатольевич, более двадцати лет служения актерской профессии в стенах нашего театра восхищают и вызывают огромное уважение к Вашей личности и Вашему вдохновенному труду.

Вы настоящий мастер сценического искусства, обладаете неповторимой индивидуальностью, показываете в творчестве высокий профессионализм в сочетании с полной душевной и физической отдачей. Театр стал для Вас настоящей семьёй, и это приносит Вам счастье и удовлетворение. Вы играете во всех спектаклях репертуара, зрители всегда принимают Вас благодарными, восторженными аплодисментами.

Лукаш в «Любовной феерии», Чаадаев в «Ученике Лицея», Адольф в «Ярмарке начала века», главные герои и солисты во всех музыкальных спектаклях, царевичи и богатыри в многочисленных народных сказках – это Сергей Васильев!

⠀ От всей души желаем Вам, Сергей Анатольевич, смелых творческих мечтаний и их осуществления, счастья, здоровья, семейного благополучия!

Памяти друга, наставника

20 сентября ушел из жизни один из самых известных фольклористов России. Вячеслав Михайлович Щуров более 60 лет увлеченно изучал и собирал народные традиции, бережно и увлекательно делился знаниями с многочисленными учениками и энтузиастами.

Вячеслав Михайлович один из идейных вдохновителей создания Историко-этнографического театра. Именно он в 1981 году увлек первокурсников Театрального училища им. М.С. Щепкина народным творчеством, привил любовь к фольклору, а позднее поддержал Михаила Мизюкова и его соратников при создании нашего театра.

Верный друг, учитель, наставник, бессменный консультант по фольклору, он сам иногда выходил на сцену со своими учениками, потрясающе пел, с энтузиазмом ездил с коллективом на гастроли.

Михаил Мизюков, художественный руководитель: - Изумительный человек, идейный. Он был жадным до знаний, продолжал ездить в фольклорные экспедиции до последнего времени. Кропотливо собирал фольклор и невероятно щедро делился своими находками. Легко откликался на любые затеи. Театр был одной из площадок его фольклорных концертов, по его приглашению приезжали и выступали у нас аутентичные коллективы почти со всей России. Мы с радостью провели два юбилея Вячеслава Михайловича в театре. Для многих артистов он стал не просто наставником, но и другом. «Профессор Слава». Это огромная утрата для науки, народного искусства, для людей, которые имели счастье работать и творить с ним.

Коллектив Историко-этнографического театра выражает глубокие соболезнования родным и близким Вячеслава Михайловича.

Справка:
Вячеслав Михайлович Щуров – выпускник Московской консерватории (дирижерско-хоровой факультет). Ученик А.С. Степанова, К.Б. Птицы. В аспирантуре совершенствовался под руководством А.В. Рудневой. Собиратель фольклора, разрабатывал новые методики преподавания народного музыкального творчества, организовал мужское вокальное трио (В. Щуров, Ю. Паисов, А. Дунаев), исполнявшее новые записи южнорусских песен в подлинных партитурах, без композиторской обработки.
Большинство мастеров народного пения и инструментального музицирования, выступавших в Москве он открыл в музыкально-этнографических экспедициях Московской консерватории. В.М. Щуров был председателем Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, организовывал научные собрания, конференции, под его руководством коллектив фольклористов-музыковедов разрабатывал принципы изучения жанров народного музыкального творчества и издания музыкального фольклора по жанровому принципу, проводил музыкально–этнографические концерты в Москве. Преподавал народное музыкальное творчество и иные народоведческие дисциплины, народный вокал в Московской консерватории, Государственном музыкальном педагогическом институте им. Гнесиных, в Высшем театральном училище им. М.С.Щепкина, в Московском государственном институте культуры.

Вячеслав Михайлович Щуров:
– Без чего не может жить народная песня? Без души. Люди не поют, если за душой ничего нет. Человек пуст. Что касается народного пения, то жалок человек, не знающий чувства Родины. Здесь речь идёт не только о русском. Татарин должен любить татарскую песню, якут – якутскую, тувинец – тувинскую, мордвин – мордовскую. И человек любой национальности – народную, к какому этносу она бы не принадлежала. Непонимание народной культуры – большая беда… (Цитата из интервью журналу «Театрал» 09 сентября 2017 г.)