Дорогие друзья!

В связи с распространением коронавирусной инфекции и руководствуясь постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года # 442 и указом Мэра Москвы от 2 апреля 2020 года # 36-УМ, Московский историко-этнографический театр вынужден отменить показ спектаклей с 11 по 30 апреля 2020 года. Зрители могут воспользоваться купленными билетами для посещения любых спектаклей театра по окончании режима самоизоляции или вернуть деньги за билеты в кассах театра в течение шести месяцев с даты окончания режима повышенной готовности.

Дорогие драматурги!

Историко-этнографический театр объявил драматургический конкурс

В рамках фестиваля «Новый этнотеатр» Московский историко-этнографический театр объявил конкурс современных пьес на исторические, народные, фольклорные и этнические темы.

Куратором конкурса стал писатель, поэт и драматург Дмитрий Данилов, чьи пьесы «Человек из Подольска», «Свидетельские показания», «Серёжа очень тупой» и «Что вы делали вчера вечером?» активно ставятся в театрах по всей России. Кроме того, Дмитрий Данилов — обладатель премии «Золотая маска» в номинации «Работа драматурга» и лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Проза».

В завершение конкурса, 11 июня 2020 года, Дмитрий Данилов выберет три лучшие драматургические работы, читки которых пройдут в Историко-этнографическом театре в середине июня. В то же время будет объявлена пьеса-победительница, которую театр планирует поставить в новом сезоне.

Присылать работы можно по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Московский историко-этнографический театр, ул. Рудневой, 3.

Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров»

Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров».

«Русский остров» — это международный театральный этнографический центр культуры народов мира, который собирает и объединяет театральные коллективы  разных стран, вбирает в себя все многообразие фольклорного наследия народов мира. Его главная цель – познакомить широкую зрительскую аудиторию с подлинными образцами этнографии и представить театры разных стран, изучающие фольклор на драматической сцене. История фестиваля берет своё начало в 2005 году. За годы проведения фестиваля на «Русском Острове» были представлены фольклорные  спектакли  Греции,  Армении, Молдовы,  Украины, России.

В 2019 году — в Год театра при поддержке столичного Департамента культуры фестиваль прошел с 6 по 10 ноября в Московском государственном историко-этнографическом театре. Были представлены спектакли коллективов из Мордовии, Калмыкии, Хакасии, Северной Осетии – Алании и Черноземья.

Фольклор народов России невероятно многолик и к этому наследию надо относиться бережно.

Проблемы современного театра и способы сохранения национальных традиций обсуждали члены жюри, критики и театроведы, актеры, режиссеры и руководители театров — участники IV Международного фестиваля театров фольклора "Русский остров", который проходил с 6 по 10 ноября 2019 г. на сцене Московского государственного историко-этнографического театра.

Круглый стол был посвящен вопросам и проблемам развития современного театра фольклора.

Профессор Галина Яковлевна Сысоева, режиссер спектакля "Пролетели все наши года", зав.кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, заслуженный деятель искусств России.

— Фестиваль проходит один раз в два, а то и больше лет. За это время накапливается огромное количество вопросов, которые хотелось бы обсудить с коллегами. Учитывая, что и проблемы у нас у всех примерно одинаковые, и цели схожие, такие заочные встречи станут хорошим подспорьем. Нужно создать виртуальную площадку «Русского Острова» которая позволит всем участникам фестиваля, а это уже более двадцати коллективов, общаться в перерывах между конкурсами. Нам есть о чем поговорить, мы можем оперативно помогать друг другу советом и делом. Это должно перерастать в государственную программу. Свершилась консолидация фольклорных театров.

— В театральном мире, как мне кажется, наметилась такая тенденция - большой уклон в сторону сценических эффектов и уход от содержания, нравственности, того, что собственно мы ищем в театре. Посмотрите, как переделываются старые классические постановки. В них же не ищется новый смысл содержания, а лишь оболочка, новые подтексты. Все это так грустно. Фестиваль и историко-этнографический театр - это противостояние этим новым тенденциям, которые нацелены на внешнее, но не на внутреннее. Театр заигрался в эффекты. 

— Может быть из-за того что так много этих экспериментальных групп очень страдает мастерство. И как правило очень многим актерам как зритель уже не веришь. Это тоже большая беда сегодняшнего театра — в увлеченности эффектами в ущерб содержанию.

— Национальная тема — только пласт вот этих тем, настолько слой тоненький, что его и не разглядеть. А как же мы хотим себя осознавать русским, украинцами, белорусами и тд, если мы не будем воспитывать в себе эту этническую идентичность. И об этом не мы должны думать, а государство, которое должно как-то участвовать в этом. Как вести диалог с государством, с чиновниками, которые нами управляют, признаться, я не знаю.

Мизюков Михаил Александрович, художественный руководитель Государственного историко-этнографического театра, президент Международного фестиваля театров фольклора "Русский остров".

— Очень мало театров, которые имеют интерес к своему фольклору, народному искусству, национальным традициям. Скорее, мы находим спектакли на национальной материале с музыкальным рядом, которые идут в академических театрах. Но это большая редкость. Жизнь меняет всех нас и театры тоже, они вынуждены выживать, согласен, что должна быть государственная поддержка.

— Фольклорный спектакль не собирает стадионы, он требует другой эстетики, но с театра требуют и посещаемость, и количество сыгранных спектаклей в год. Как в современных условиях жить-выживать, чтобы зрителя привлекать? Большинство наших зрителей в другом русле находятся. Есть ли перспектива у театров, замешанных на национальной культуре? Что для этого нужно делать?

Галина Сысоева:

— Должно быть какое-то сообщество, структура фольклорных театров, как движение, как направление в театральном искусстве. Должно пройти какое-то время, чтобы это выросло в общественную силу.

Альберт Хадаев, режиссер Государственного Дигорского Драматического театра (г. Владикавказ, Северная Осетия- Алания)

Фольклор — это история. Молодежи это надо, это им интересно. Например, наш спектакль ("Бата и его сыновья"), к нему и песни нужны исторические, и костюмы. Но все упирается в деньги. Потому что чтобы национальную песню записать, надо кого-то просить, заказывать. Зачем нужно министерство? Неужели, чтобы в кабинетах сидеть? Хотя бы один спектакль в год профинансировать можно? Хотя бы одну поездку? Спортсменам за победу дают машину, землю, деньги. Это хорошо. Но неужели театру нельзя помочь? Неужели только спорт надо поддерживать?

— Вы говорите, что нет глубины, не хочется ходить в театр. Я считаю, что режиссуры нет. Что такое режиссура? Это необходимость донести до актера суть, поставить задачи. Актер должен знать, почему он эти слова произносит, почему здесь стоит, а здесь поворачивается. Если актер не понимает, что он делает, как это может быть интересно зрителю. Сейчас театр это просто шоу.

— Мы перестали воспринимать театральную критику. Нет театральной критики. Нет театральных критиков. Это печально. Надо говорить что хорошо, а что плохо. Мои педагоги говорили, что если зритель вышел из зала и ни о чем не задумался, этот спектакль зря поставлен.

Михаил Мизюков:

— Вектор современного театра очень далек от национальных традиций. В экспертные советы входят критики определённых взглядов, эстетических, мировоззренческих. Театральные люди, от мнения которых многое зависит, говорят, что народное неинтересно, эти "лапти" неинтересны. Но я уверен, что в каждом городе есть театральные силы, которым это нужно. Поэтому нам надо объединяться и поддерживать друг друга.

Галина Сысоева:

— Нужно идти в ногу со временем и можно организовать интернет-фестиваль, где каждый будет выходить в эфир и вещать. Например, наш местный фестиваль в интернете в прошлом году посмотрели 32 тысячи зрителей, в этом году за первые три дня 9 тысяч, а сейчас уже около 20 тысяч и продолжают смотреть. Фестиваль очный не каждый год собирается, а в интернете мы можем встречаться чаще. Можно делать видео-конференции. Давайте двигаться вперед.

Виктор Владимирович Бакке, председатель жюри. Доктор искусств Международной Академии наук Сан-Марино, Действительный член (академик) Международной Славянской академии, профессор кафедры Русского народно-певческого-искусства Московского государственного института культуры, почетный член Всероссийского Музыкального Общества, художественный руководитель ансамбля "Златоцвет", заслуженный работник культуры РФ.

Есть ли критерии театров фольклора? Есть ли какие-то рекомендации, разработки, дискуссионные площадки, где рассматриваются вопросы развития театрального искусства и фольклорных театров, поскольку фольклорный театр это новый вид искусства. Театральные критики, которые профессионально могут разбирать спектакли фольклорные. Ведь этого ничего нет. Даже учебников и единого понимания нет.

— Здесь и наша недоработка. Если бы каждый, кто этим занимается, мог бы высказать свою точку зрения, чтобы мы могли иметь представление о всех направлениях. Фольклор это синкретический вид искусства, в быту существующий, где все объединено вместе - и лицедейство, и бытование, легенды, традиции и народный театр. В быту у народов это существует в естественной бытовой форме. Никто из участвующих в этом процессе в бытовой форме не считает себя великолепным танцором, певцом или инструменталистом. Отсюда та естественность и простота.

— Если мы отрываем фольклор от бытового его предназначения, от этой отдельности, семейственности, стихийности, мы отрываем его от условий, в которых он существует. Когда мы выносим его на сцену, мы еще больше отходим от этого, мы нарушаем бытовую традицию. И значит, начинают действовать совсем другие законы - законы сцены. И начинаются вопросы профессиональной ориентации, профессионального действа. Спектакль - это одно, народное действо это другое.

— Что касается музыкального сопровождения. Песня сама по себе, народная я имею ввиду, это уже мини-спектакль. С сюжетом и развитием действа.

— По поводу информативности. Использовать интернет конечно надо, но нужен модератор, который будет этим заниматься.

Ирина Васильевна Чустугешева, директор Хакасского театра драмы и этнической музыки "ЧИТiГЕН".

— У нас как раз театр драмы и этнической музыки, поэтому у нас задача в первую очередь сохранить свой национальный хакасский язык, эпос, культуру, нашу самобытность, наши обычаи и традиции ради нашего будущего. Я думаю, что такой фестиваль просто необходим еще и потому, что не только наш, но и русский язык, к великому сожалению, под угрозой. Выросло новое поколение, у наших детей и внуков русский язык перемешан с английским. Культуру надо сохранять - без культуры нет нации. 

— Задача каждого театра воспитывать социально ответственного гражданина. У нас много спектаклей для детей и они очень востребованы. Мы постоянно ездим по регионам, наш театр уже узнаваем. Он создавался как экспериментальный для выезда и общения со зрителем из глубинки, которые не могут выехать в город в театр.

Ирина Анатольевна Савельева, музыковед-фольклорист (этномузыколог), младший научный сотрудник кабинета народной музыки Московской консерватории (ныне Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки).

Очень легко перейти тонкую грань, за которой стоит формализация процесса. Я согласна с мнением, что народная песня это уже спектакль. Да в народном творчестве любая ситуация уже спектакль! В народном доигровом театре там любой хоровод спектакль. Мы такие многоликие, я имею ввиду народные фольклоры страны, у нас бесконечное множество вариантов. К этому наследию надо относиться очень бережно.

21 и 22 ноября премьера в МГИЭТ!

Дорогие зрители, приглашаем вас на премьеру в Московский историко-этнографический театр!

МГИЭТ, как всегда, выступает первооткрывателем забытого золотого фонда русской классики, и комедия Владимира Соллогуба займет видное место в здешней афише. Жанр пьесы – «пословица в лицах».Хозяин русского имения Грознов приглашает к себе двух литераторов для сочинения пьесы, которую сыграют в именины его супруги, и название этой пьесы должно быть определено именно пословицей. Имение же Грознова находится между Москвою и Петербургом, а стало быть, один литератор приглашён из Петербурга, а другой – из Москвы. Сие обстоятельство создаёт богатую почву для продолжения вечных культурно-идеологических споров между двумя столицами, а также между славянофильством и западничеством. Их ожидает много препятствий – в том числе в виде любовных приключений.

Эта комедия, пронизанная предчувствием театра, была как раз и написана для благотворительного спектакля на домашнем театре мецената А.Геллера.

21 и 22 ноября 19:00 «СОТРУДНИКИ, или ЧУЖИМ ДОБРОМ НЕ НАЖИВЁШЬСЯ» В.А.Соллогуб 12+

Режиссёр-постановщик: Мизюков Михаил Александрович

«РУССКИЙ ОСТРОВ» ПРОДОЛЖАЕТ СОЗЫВАТЬ ГОСТЕЙ

4 декабря в театре состоится традиционная «Фольклорная среда», на которой выступит Большой детский хор имени Виктора Сергеевича Попова. Этот легендарный хор давно прославился своим творчеством не только у нас, но и за границей. Неизменный многолетний участник ежегодных телевизионных проектов «Песня года», желанный гость на самых известных концертных площадках страны и зарубежья, коллектив, которому посвящали свои сочинения многие наши композиторы, хор, в исполнении которого вся наша страна вот уже пятьдесят лет слушает любимые детские песни. И сегодня Большой детский хор с гордостью носит имя своего основателя – Виктора Сергеевича Попова, сберегая и развивая его наследие.

Этот замечательный коллектив выступит на нашей сцене впервые и станет незабываемым театрально-фольклорным проектом «Русского Острова». В его исполнении прозвучат русские народные песни, которые наверняка соберут множество поклонников народного искусства.

На площадке театра пройдет Большой этнографический диктант.

Большой этнографический диктант пройдет в Москве

1 ноября 2019 года в 11.00 в Москве пройдет международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», приуроченная ко Дню народного единства. В столице масштабная акция проводится уже четвертый год подряд. Участниками Диктанта могут стать жители Москвы, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Возрастных ограничений нет. Диктант позволит оценить уровень этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в России. Он привлечет внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений. Задания диктанта будут состоять из 30 вопросов: 20 вопросов – общих для всех и 10 региональных, уникальных для каждого субъекта. На написание диктанта участникам даётся 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100. Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет проверить свои знания на региональных площадках, на официальном сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru будет организовано онлайн-тестирование с 1 по 4 ноября 2019 года.

Правильные ответы на задания будут опубликованы на сайте www.miretno.ru 10 ноября 2019 года, публикация индивидуальных результатов – 12 декабря 2019 года.

Организаторами «Большого этнографического диктанта» являются Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство национальной политики Удмуртской Республики. В столице организатором Диктанта выступит Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Подробную информацию о Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант» можно узнать на сайте: www.miretno.ru Официальная группа ВКонтакте: https://vk.com/miretno

Дополнительная информация по тел.: +7 (495) 625-79-66 Чанглян Лилия Давидовна

Ознакомиться со всеми площадками можно на официальном сайте www.miretno.ru.

Мордовский государственный национальный драматический театр выступит 10 ноября на фестивале «Русский остров» в Московском историко-этнографическом театре

Мордовский государственный национальный драматический театр выступит 10 ноября на фестивале «Русский остров» в Московском историко-этнографическом театре со спектаклем "Ташто койсэ ("По старинке")

Режиссер-постановщик: засл. деят. искусств Республики Мордовия А. Ермолин.

О СПЕКТАКЛЕ

Пьеса классика мордовской литературы Ксении Петровой "Ташто койсэ" ("По старинке") обрела новую жизнь на сцене. Зритель попадает в эпоху, в которой народ живет по законам и обычаям своих предков. Палитра красок этого мира контрастна. С одной стороны, устоявшиеся традиции – это надежный фундамент для блага. С другой - устаревшие понятия морали ведут к разрушению человеческих судеб, а великое и светлое чувство, Любовь, считается чем-то постыдным. Но лучик света проникает в душу "темных людей", ведь надежда не умирает. Ярко выписанное полотно из жизни мордвы начала двадцатого столетия вызывает интерес и в историческом, и в этнографическом плане. Показаны массовые сцены мордовской свадьбы с исполнением обрядовых песен и плачей.

О ТЕАТРЕ

История Мордовского национального драматического театра начинается с 25 августа 1932 года. Спектакли, созданные по произведениям национальных писателей, вызывали огромный интерес у зрителя, становились необычайными событиями в культурной жизни республики.

Однако с началом войны спектакли на мокшанском и эрзянском языках на сцене театра появлялись все реже и реже. Многие актеры ушли на фронт. Внимание театра теперь в основном было направлено на обслуживание Красной Армии, на шефские выступления перед защитниками Родины. В последующие годы постановки осуществлялись в основном на русском языке.

В 1989 году происходит второе рождение национального театра, когда после окончания учебы группа выпускников Щепкинского училища (г.Москва) вернулась в Мордовию.

В современном репертуаре театра спектакли по произведениям русской, мировой и национальной классики.

Театр постоянный участник международных и российских театральных фестивалей. a>

Калмыцкий национальный драматический театр им. Б.Басангова выступит 9 ноября на фестивале «Русский остров» в Московском историко-этнографическом театре

Калмыцкий национальный драматический театр им. Б.Басангова выступит 9 ноября в Московском историко-этнографическом театре со спектаклем "Ойраты мои, ойраты..."

Автор пьесы и режиссер – постановщик – заслуженный деятель искусств РФ и Республики Калмыкия, Почетный работник культуры Азербайджана Борис Манджиев.

Режиссер по пластике – заслуженный работник культуры Республики Калмыкия Ирина Самсонова.

Художник – Елена Варова.

О СПЕКТАКЛЕ

Идут века, а в "подлунном мире" мало что меняется, все идет по одному и тому же кругу. Спектакль "Ойраты мои, ойраты..." - это своеобразная театральная версия темы невозможности жить по законам Вечного Синего Неба. Это своего рода попытка сценического воплощения вечной истории о том, что борьба за власть чаще всего приводит к полному отчуждению людей друг от друга, от собственной души.

История человечества – эта история бесконечных войн. Вечная борьба за территорию, богатство, власть. "Мужество" и "доблесть" в отсутствии мудрости неизменно приводят к катастрофе: новые войны, новые жертвы, новые поколения матерей и жен вновь и вновь посылают на смерть своих сыновей и мужей. Финал спектакля оптимистичным не назовешь: путь, избранный героями этой истории, путь полного уничтожения в человеке человеческого.

О ТЕАТРЕ

История Национального драматического театра им. Б. Басангова представляет своеобразную летопись театрального искусства Калмыкии в целом. Театр был открыт в 1936 году. Здесь ставили спектакли по произведениям мировой и отечественной классики, здесь получила развитие молодая калмыцкая драматургия. В годы войны многие артисты ушли на фронт, оставшиеся были мобилизованы на трудовые работы в тылу и продолжали организовывать концерты. В декабре 1943 года калмыцкий народ был репрессирован и выслан в районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В годы депортации коллектив театра находился в Назаровском районе Красноярского края. Большинство артистов в сибирской ссылке оказались отлученными от профессии на долгие 13 лет. Ta>

Воронежский государственный институт искусств и фольклорный ансамбль «Воля» выступит 8 ноября на фестивале «Русский остров» в Московском историко-этнографическом театре

Воронежский государственный институт искусств и фольклорный ансамбль «Воля» выступит на фестивале «РУССКИЙ ОСТРОВ» в Московском историко-этнографическом театре.

Воронежская и Белгородская музыкально-этнографическая традиция Спектакль "Пролетели все наши года"

Режиссёр заслуженный деятель искусств России Галина Сысоева.

О СПЕКТАКЛЕ

Музыкально-этнографический спектакль "Пролетели все наши года" был поставлен в марте 2019 года силами участников фольклорного ансамбля "Воля" и студентов кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.

Спектакль посвящен жизни небольшого села Пчелиновка Бобровского района Воронежской области с 1943 по по 1970 годы. В основе спектакля рассказы местной исполнительницы народных песен Булавкиной Анны Алексеевны ( 1925 – 2014). В спектакле воспроизводится 19 уникальных старинных песен села, говор, подлинные костюмы. "Пролетели все наши года" был показан дважды в Воронеже в Доме актера, в селах Бобров, Новая Усмань, городе Суджа, а в самом селе Пчелиновка был показан во время открытия мемориальной доски на доме А.А. Булавкиной

О ТЕАТРЕ

Кафедра этномузыкологии Воронежского государственного института искусств была создана в 1991. За годы работы кафедры в Кабинете народной музыки сформировалась уникальная коллекция фольклорно-этнографических материалов, собранных в экспедициях по областям Черноземья. Кафедра является учредителем городских, областных и межрегиональных фольклорных фестивалей в Воронеже и области. Силами студентов и педагогов кафедры было поставлено 17 музыкально-этнографических спектаклей. Большую известность в фольклористических кругах приобрел студенческий фольклорный ансамбль "Воля", которым руководит зав. кафедрой, профессор, заслуженный деятель искусств Г.Я. Сысоева. Ансамбль "Воля" - лауреат Международных, Всероссийских конкурсов и фестивалей, неоднократно выступал за рубежом (Греция, США, Голландия, Италия, Украина, Литва, Германия, Македония), во многих регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Вологда, Омск, Новосибирск, Новгород, Астрахань, Сочи, Томск и др.), выпустил шесть CD с записями воронежских и белгородских песен.