Новости театра
В связи с распространением коронавирусной инфекции и руководствуясь постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года # 442 и указом Мэра Москвы от 2 апреля 2020 года # 36-УМ, Московский историко-этнографический театр вынужден отменить показ спек...
Историко-этнографический театр объявил драматургический конкурс В рамках фестиваля «Новый этнотеатр» Московский историко-этнографический театр объявил конкурс современных пьес на исторические, народные, фольклорные и этнические темы. Куратором...
Круглый стол "Современный театр и национальные традиции" состоялся 8 ноября 2019 года в рамках научной программы IV Международного фестиваля театров фольклора «Русский остров». «Русский остров» — это международный театральный этнографический центр к...

7 ноября. Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген»

Второй фестивальный день приготовил нам истинный подарок – спектакль «Ахол» Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген», поставленный по драме И.Топоева. И, наконец, мы встретились с этим знаменитым театром, который собирался приехать к нам ещё на предыдущий фестиваль, но добрался только сейчас. И этот легендарный «Читiген» действительно удивил, потряс, ошеломил и нашу публику, и профессиональных ценителей фольклора.

Конечно, сказание о великом певце-хайджи Ахоле незнакомо русскому зрителю, но, если вы возьмёте в руки программку спектакля, то подробнейшее либретто сюжета очарует вас своей обстоятельностью и даже словарём национальных терминов.

Да, легенда об Ахоле сложна, полна тайн и всевозможных чудес, включая его путешествие по верхним, средним и нижним мирам в поисках своего счастья и обретения любви красавицы-певицы Айарыф. Оба они – и Айарыф и Ахол – равно талантливы и харизматичны, и их долгий путь навстречу друг другу являет основной стержень сюжета. А их личностная магия так сильна, что от них обоих не отведёшь глаз. Как упоительны их любовные сцены. И какой тут мощный эрос, какое напряжение страсти, какой огонь…

Само действие построено так причудливо, что не сразу поймёшь, каким образом рождается общее волшебство повествования. На сцене и фолк-ансамбль «Айланыс», музыканты которого превращаются в героев действия, и впечатляющие народные сцены, живущие собственной спонтанной жизнью, и герои-протагонисты с их любовной драмой и их волшебным пением, и непрерывные музыкальные соло на старинных национальных инструментах… Общая игровая стихия действия пронизана живой музыкой, музыка и песня – часть жизни людей, естественные, словно дыхание. В итоге – общая симфония музыки, вокала и живой, волнующей жизни удивительных людей, шаманов и горных дев в их фантастически-прекрасных костюмах, место которых в этнических музеях.

Словом, весь спектакль – это какая-то волшебная магия и колдовство, рождённое далёкой хакасской этникой. И режиссёр этого волшебства – Саяна Ултургашева, хрупкая и нежная молодая женщина – наверное, тоже волшебница и колдунья.